Заболевание было впервые описано в 2008 году в некоторых франко-канадских семьях.
В основе развития синдрома лежит миссенс-мутация, или мутация с потерей функции или мутация рамки считывания в гене AP1S1, который локализован на хромосоме 7q22.1 и кодирует соответствующий белок, принимающий участие в транспорте ионов меди внутрь клеток.
В результате нарушения активности данного фермента отмечается межклеточное накопление ионов меди.
Впервые в 1953 году Jordan были обнаружены жировые вакуоли в цитоплазме лейкоцитов у двух братьев, страдающих прогрессирующей мышечной дистрофией.
А через два десятка лет Dorfman и Chanarin (в 1974 и 1975 году, соответственно) сообщили о нарушениях, связанных с накоплением липидов в лейкоцитах периферической крови, клетках печени, кишечника, костном мозге, клетках-предшественниках гранулоцитов.
К настоящему времени в мире описаны около 150 случаев заболевания. У мужчин и женщин встречается одинаково часто.
Представляет собой редко встречающееся проявление эпидермолитического ихтиоза. Образным названием данного варианта ихтиоза является porcupine men, или человек-дикобраз.
В основе развития заболевания лежат мутации в гене кератина 1, что приводит к появлению аберрантных и укороченных белковых окончаний.
Промежуточные филаменты кератина кодируются 54 генами. К настоящему времени было описано более 60 различных нарушений, связанных с патологическими изменениями кератина.
В 2000 году Браун-Фалько были предложены три клинические формы иглистого ихтиоза: ichthyosis hystrix Curth-Macklin, тип lambert и тип Rheydt.
Лечение биологическими препаратами включает в себя использование моноклональных антител, мишенью для действия которых являются фактор некроза опухолей альфа, интерлейкины 13, 17 и 23.
Первые наблюдения проводились еще в 2011 году, когда Fontao и соавт. были опубликованы результаты применения ингибитора ФНО-альфа инфликсимаба при синдроме Нетертона.
Через 12 недель лечения отмечалось исчезновение воспалительных явлений, однако на ихтиозиформные проявления эффекта препарат не оказал.
Несмотря на то, что через 6 лет Roda и соавт. получили аналогичный результат при лечении синдрома Нетертона et al., ингибиторы ФНО-альфа не вошли в перечень Европейских рекомендаций по лечению ихтиоза и ихтиозиформных дерматозов.
Пероральные ретиноиды являются препаратами первого выбора для системного лечения ихтиоза и ихтиозиформных дерматозов.
Однако, одной из основных проблем их применения является тератогенность и, соответственно, невозможность применения у женщин детородного возраста.
Известно, что ацитретин, являющийся синтетическим производным витамина А, является наиболее изученным и широко используемым ретиноидом для перорального применения при ихтиозе и ихтиозиформных дерматозах, но наибольшим его недостатком является необходимость в тщательной контрацепции в течение 3 лет после прекращения лечения.
Заболевание представляет собой редко встречающийся генодерматоз. В основе его развития Конради-Хюнерманна лежат мутации в гене, который кодирует эмопамил-связывающий протеин.
В результате мутации нарушается синтез холестерина. Мутантный ген локализован в области хромосомы XP11.
Была выявлена также новая мутация (делеция) в области нуклеотида 334.
Заболевание встречается почти исключительно у лиц женского пола, в то время как для плодов мужского пола оно приводит к летальному исходу, исключение составляют носители генотипа XXY.
Заболевание представляет собой редкий генодерматоз. В основе развития подавляющего числа случаев лежат мутации в гене PHYH, продукт которого необходим для метаболизма фитановой кислоты, у некоторых больных - мутации в гене PEX7.
Первый ген локализован на 10 хромосоме и был выделен в 1997 году.
Наследуется болезнь Рефсума по аутосомно-рецессивному типу. Фитановая кислота поступает в организм человека только с пищей.
У человека при отсутствии метаболизирования фитановой кислоты, последняя накапливается в нервных стволах, печени и жировой ткани. Болезнь Рефсума, при отсутствии своевременной диагностики, может угрожать жизни.
Надбровная ульэритема представляет собой генодерматоз с аутосомно-доминанным типом наследования и неполной пенетрантностью мутантного гена.
Клиничекие признаки ульэритемы надбровной могут существовать с рождения, однако, как правило, они развиваются в детском или юношеском возрасте.
В области бровей обычно латеральной их трети, появляются симметричные воспалительные кератотические папулы. Кожные элементы с течением времени склонны к распространению на кожу щек, лба, висков, подбородка.
В редких случаях они переходят на область плеч, бедер и ягодиц. В области щек наблюдается также гиперемия, которая нередко сопровождается жжением и зудом. В зоне очагов обнаруживаются также участки кожной атрофии.
Синдром Ротмунда-Томсона, или пойкилодермия врожденная, представляет собой редко встречающееся заболевание с преимущественно аутосомно-рецессивным типом наследования.
Заболевание встречается с частотой менее 1/1,000,000 (Aymé, 2023), в литературе до настоящего момента были описаны немногим больше 400 случаев.
В основе развиия синдрома Ротмунда-Томсона лежат биаллельные мутации в генах ANAPC1 (RTS I) или RECQL4 (RTS II) (основной).
Цилиопатии – это группа болезней, которые обусловлены генетически детерминированными нарушениями клеточных ворсинок (цилий).
Одним из представителей этой группы является синдром Эллиса-ван Кревельда.
Заболевание было впервые описано R. Ellis и S. van Creveld in 1940 году.