Термин «приобретенная верруциформная эпидермодисплазия» был впервые предложен в 2009 году для описания дерматологических изменений у пациентов со вторичными нарушениями системы иммунитета.
Хотя первые подобные проявления были отмечены несколько десятилетий назад у больных, находящихся на иммунодепрессантах после трансплантации органов.
Как говорилось ранее, клинические проявления наследственной и приобретенной форм заболевания сходны.
Для того, чтобы классифицировать клиническую картину как приобретенную верруциформную эпидермальную дисплазию, необходимо наличие экзогенного этиологического фактора.
В этом случае может помочь хронологический анализ событий, лежащих в основе клинических проявлений.
Приобретенная верруциформная эпидермодисплазия развивается у детей школьного возраста и у взрослых на фоне иммунных нарушений. Кроме того, при приобретенной форме семейный анамнез отрицательный.
Патогенез заболевания до настоящего времени до конца не расшифрован. Было показано, что он не связан ни с количеством CD4+, ни с вирусной нагрузкой.
Однако, предположение о том, что в основе развития приобретенной верруциформной эпидермодисплазии лежат нарушения клеточно-опосредованного иммунитета, все еще имеет место быть.
Нередко клинические проявления развиваются на фоне антиретровирусной терапии.
Генетическое тестирование и тестирование на ВИЧ может помочь в понимании этиологии клинических проявлений. Считается, что подростки, инфицированные ВИЧ, являются более склонными к развитию приобретенной верруциформной эпидермодисплазии, чем ВИЧ-инфицированные взрослые.
Как говорилось ранее, приобретенная верруциформная эпидермодисплазия может иметь ятрогенную основу, что было впервые отмечено у пациентов, перенесших трансплантацию почек.
Среди лекарственных препаратов, на фоне которых возможно развитие данных патологических изменений, следует отметить сиролимус, такролимус, бендамустин, циклоспорин, кортикостероиды, азатиоприн.
Заболевание может развиться на фоне реакции «трансплантат против хозяина», а также при атопическом дерматите, системной красной волчанке.
Интересно, что фенотипические проявления, обусловленные иммуносупрессивной терапией, часто бывают отсроченными по времени. Иногда они развиваются даже после ее отмены.