Темной октябрьской ночью наш зеленый самолет приземлился на аэродроме узбекского Ургенча.
Вскоре после мягкой посадки бежевого цвета такси уже мчало нас по условно асфальтированному шоссе в город Нукус, расположенный в 170 км к северо-западу, в направлении высохшего Аральского моря.
Не успев окончательно прийти в себя, мы пересекли Амударью и встретили солнце, возникшее над серо-желтыми барханами пустыни Кызылкум.
Через пару часов, приветственно помахав венчающей холм погребальной башне зороастрийцев Чилпык, мы продолжили свой нелегкий путь и наблюдение за магической равниной, покрытой выжженной травой.
В появившейся среди пустыни столице Каракалпакии нас приняли в светлой квартире с видом на музей.
Это был музей искусств имени И.В. Савицкого, знаменитый своей удивительной, второй по величине в мире, коллекцией произведений русского авангарда.
Многие европейские живописцы искали и находили вдохновение вдали от дома. Например, Делакруа – в Алжире и Марокко, Гоген – на Таити, Клее – в Тунисе.
Советские художники в тревожное время 20-30х годов прошлого века открыли для себя особенный свет, ландшафты и культуру Узбекистана, положив начало уникальному арт-движению авангардного ориентализма.
В нукусском музее собрано множество ярких, порой загадочных работ с минаретами и дутарами, верблюдами и чайханами, юртами и хлопковыми полями кисти А. Волкова, Е. Коровай, В. Уфимцева, Н.Карахана, Усто Мумина и др., написанных ими в Бухаре, Самарканде и Ташкенте.
Игорь Савицкий, гениальный собиратель грандиозной коллекции, вывозил из Москвы и других городов в удаленный от политических центров, богом забытый Нукус сотни работ заклейменных в формализме и объявленных вне закона художников-изгоев.
Сейчас эти в прошлом осужденные режимом произведения влекут в Нукус тысячи паломников (и меня среди них).
Кстати, дело русских авангардистов продолжает жить.
Более того, в далекой серой Англии авангардное искусство повстречалось с дерматологией (работы студии Drartwork).
Например, в одной из своих картин в гистологическом срезе волосяного фолликула британский художник увидел спрятанную в камнях черную реку.
Другое живописное полотно в розово-коричневых тонах олицетворяет биологическую мозаику из разных по форме, цвету и текстуре клеток, формирующих кожную архитектуру.
Как бы отнесся к таким необычным рисункам английских художников маэстро Савицкий?
Отобрал бы он эти холсты в свою легендарную коллекцию?