Я всегда завидовал фантазии и образному мышлению моих коллег, их желанию логически, опираясь на знания в области современной медицины/дерматологии, объяснить интересные особенности милых сказочных персонажей или их стремлению назвать именем героя сказки какой-нибудь синдром (doi.org/10.1111/jpc.14615).
Взять, к примеру, нашего любимца Пиноккио. Сомнений нет, образ этой деревянной куклы, которая мечтает стать настоящим человеком, навеяли Карлу Коллоди его наблюдения за современниками с верруциформной эпидермодисплазией. Очень высока вероятность того, что именно папилломавирус и избыточное образование кератина явились причиной непропорционального роста носа Пиноккио.
При чтении замечательной сказки о Белоснежке трудно отогнать от себя мысль о том, что эта красивая бледная девушка страдает альбинизмом, а окружающие ее гномы являются жертвами другой генетической аномалии – ахондроплазии. Белоснежка, возможно, съела яблоко, начиненное Listeria cytomonogenes, и впала в кому. А еще она могла просто подавиться, и кусочек яблока преступно застрял в ее верхних дыхательных путях.
Возвращение Белоснежки к жизни, согласно последней версии, связано с извлечением инородного тела прекрасным принцем. Что касается злой белоснежкиной мачехи, она, бесспорно, страдала от синдрома Дориана Грея, боясь увядания былой красоты и надвигающейся старости.
Еще одна сказочная героиня Рапунцель оказалась запертой в башне и, ожидая спасения принцем, взялась отращивать волосы в надежде на то, что они, достигнув земли, послужат хорошим подручным материалом для плетения веревочной лестницы и помогут дерзкому юноше в освобождении заложницы.
Хотя братья Гримм об этом и умалчивают, конечно, Рапунцель облизывала, выдергивала и глотала свои волосы. Этот неоспоримый факт заставил наших коллег назвать сочетание трихофагии и безоаров “синдромом Рапунцель”.
Кого-то выдуманные истории побуждают к поиску объяснений происходящего в таинственном сказочном мире с точки зрения последних научных достижений, меня же чтение этих небылиц и, может быть, что-то еще подтолкнули к написанию собственных сказок. Моя книга вышла недавно в издательстве “Eksmo digital”.
Не скрою, в своих сказках я стремился избегать околомедицинских тем. Впрочем, это не всегда удавалось. Герой одной из историй, лось Георгий, врач-ортопед на пенсии, всю жизнь борется со своей хромотой. Гусь-звездочет Карл потерял перья после длительного контакта с неким радиоактивным объектом.
Летучая мышь Анжела, перенеся новую вирусную инфекцию, предстает в новом амплуа. А животное, приходящее во сне, тщательно исследует состояние внутренних органов спящего, прежде чем добраться до его головного мозга.
Читайте и фантазируйте.
В окружающем нас мире много сказочного.