В прошлой статье речь шла об эксперименте в американском Таскиги. Сегодня я остановлюсь на его последствиях.
Вслед за обнародованием информации о Таскиги в СМИ, последовали общественный резонанс, федеральное расследование, слушание в Сенате и судебный процесс. Пресса и общественность сравнивали исследование в Таскиги с кошмарными медицинскими пытками в нацистских концлагерях, а жертв сифилиса, не леченных в течение 40 лет, с подопытными морскими свинками. Эксперимент назвали ненаучным и не соответствующим нормам этики. Активно подогревалась расистская тема. По мнению многих, Таскиги был ярким примером геноцида против черного населения. Несмотря на то, что ставившие эксперимент врачи рассматривали политику как нечто отдельное от медицины, Таскиги создал образ аморального белого врача, сталкивающегося с темнокожими пациентами.
Согласно официальным отчетам, в ходе эксперимента из-за отсутствия или неадекватного лечения умерли от 28 до 107 человек. Отсутствуют точные сведения о числе заболевших среди сексуальных партнеров и лиц, находящихся с испытуемыми в тесном бытовом контакте.
По решению суда выжившим в эксперименте была выплачена компенсация в размере 37500$, родственникам погибших – 15000$.
Несмотря на высокую заплаченную цену, результаты многолетней научной работы были сомнительными. Главная проблема, с которой столкнулись исследователи, заключалась в трудностях дифференциальной диагностики между кардиоваскулярным сифилисом и атеросклерозом.
После обнародования эксперимент в Таскиги оброс массой сплетен. Активно муссировался слух о преднамеренном парентеральном заражении сифилисом участников исследования.
Позже о Таскиги снимут телефильмы, поставят спектакли, напишут стихи и сыграют джазовые композиции. Этот эксперимент станет символом горя и предостережения. Если о проекте или исследовании говорят «как Таскиги», это не требует дополнительных пояснений.
Мне бы не хотелось добавлять к рассказу и осуждениям эксперимента в Таскиги излишнего пафоса от себя. Мое мнение полностью совпадает с общественным порицанием того, что происходило в штате Алабама с 1932 по 1972 год.
К сожалению, «дело Таскиги» не было окончательно похоронено. Оно приобрело лишь новые формы в африканской Уганде в 1997 году. Исследование влияния короткого курса лечения ВИЧ-инфицированных беременных препаратом азидотимидин (о положительном действии которого уже имелась предварительная информация) на вероятность инфицирования потомства проводилось под патронатом Национального Института Здоровья США. Для местных беременных ВИЧ-позитивных женщин с высоким риском передачи вируса иммунодефицита плоду применялось плацебо. Этот факт вызвал активные дебаты в американском обществе. Главный критик проводимого исследования правозащитная группа Public Citizen назвала его «неэтичным». Эксперименты с плацебо были прекращены.
Закончились ли на этом «неэтичные» опыты с «плохой кровью»?