Как будет реагировать человек на тот или иной вариант лечения, разовьется ли у него тяжелая симптоматика или возникнут побочные эффекты, во многом зависит от связанных с лечением ожиданий пациентов.
Эффект ноцебо -- противоположность эффекту плацебо -- это негативные последствия лечения, определяемые большей частью не сутью терапевтических методик как таковых, а отрицательными ожиданиями пациента.
Если феномен плацебо способен направлять терапию в положительное русло, то ноцебо влияет на лечение в обратном направлении.
Эффект ноцебо, как и плацебо, имеет психосоциальный контекст, который, вместе с общим терапевтическим фоном, влияет на сознание, мозг и тело пациента.
Негативная информация и предшествующее неудачное лечение являются предпосылками связанных с ноцебо нежелательных эффектов при проведении традиционной терапии.
Отрицательные словесные интервенции через стимуляцию чувствительных нервных волокон способны, наравне с другими болевыми раздражителями, генерировать появление боли.
Например, информирование пациентов о прекращении введения морфина для купирования послеоперационной боли, приводило к значительному усилению у них болевых ощущений в сравнении с теми случаями, когда пациентов не ставили об этом в известность (doi: 10.1016/S1474-4422(04)00908-1).
Развитие эффекта ноцебо было исследовано у амбулаторных больных, у которых ранее выявлялись побочные реакции на лекарственные препараты. У 27% таких пациентов назначение препарата в виде плацебо сопровождалось развитием ноцебо-ответа в виде появления головной боли, недомогания, зуда и сыпи (doi.org/10.1111/jdv.16000).
Термин «рефрейминг» произошел от английского «вставить в новую рамку» и используется в психологии для обозначения переосмысления с целью избавления от неудачных психологических шаблонов.
Наглядным примером рефрейминга процесса раскрытия информации может служить исследование, связанное с информированием мужчин с доброкачественной гиперплазией предстательной железы о потенциальной сексуальной дисфункции, вызванной финастеридом.
Полученная предварительная информация вызвала сексуальные побочные эффекты у 43,6% пациентов по сравнению с 15,3% больных, которые не знали о побочном эффекте препарата (doi:10.1111/j.1743-6109.2007.00563.x).
Эти различия в выраженности побочных эффектов указывают на то, что представление информации о возможном риске влияет не только на его восприятие, но и, что более важно, на клинический исход.
Таким образом, акцент на положительном действии препарата и исключение из общения с пациентом данных о побочном действии лекарства может существенно уменьшить эффект ноцебо за счет минимизации внимания к негативным аспектам лечения.
Вместе с этим, в процессе подбора лечащим врачом информации для больного, следует учитывать и то, что пациент хочет знать, и то, что пациент уже узнал о своем состоянии, принимать во внимание широко распространенный доступ к сведениям о лечении и его возможных неблагоприятных последствиях.
Общение пациента с врачом должно сводить к минимуму ноцебо-компонент терапии и способствовать улучшению ее результатов. Важно найти равновесие между необходимостью передачи важной клинической информации и минимизацией негативного влияния отдельных данных на пациента.