Поначалу это был совсем маленький дом.
Он располагался в Стокгольме по адресу: Фридхемсгатан,1. Одновременно здесь находили приют и лечение около 10 юных пациентов.
Инициатива по созданию “Лилла Хеммет” (“Маленького Дома”) принадлежала Эдварду Веландеру, профессору сифилидологии Каролинского института и главному врачу Стокгольмской больницы Санкт-Йоран.
Спустя несколько лет после появления жизни в “Маленьком Доме” архитектор Фритьоф Свенссон бесплатно разработал чертежи нового, более просторного дома для таких детей.
Однако, его вариант не был утвержден, и только годом позже инженер Фольке Хедман представил окончательный проект здания, внеся коррективы в количество и дизайн окон, изменив входы в подвал и на кухню, а также немного преобразив фасад.
Деньги на строительство в размере 110000 шведских крон были собраны за счет пожертвований и промышленной лотереи, проходившей в 1908 году.
Участок под застройку был предоставлен городом Стокгольмом и находился рядом с больницей Святого Йорана, построенной в 1880-годах для лечения больных с кожными и венерическими болезнями.
Новый Лилла Хеммет построили в 1910 году, он был рассчитан на 50-60 детей.
В “Маленьком Доме” лечили детей с врожденным сифилисом, тех, за которыми не могли ухаживать их матери.
Курсы лечения в начале прошлого века были достаточно длительными и продолжались до 10 лет.
Терапия предусматривала прием ртутьсодержащих препаратов и светолечение. Во время пребывания ребенка в Лилла Хеммет осуществлялся строгий лабораторный контроль, помогавший оценить эффективность лечебных мероприятий.
Важными правилами этого дома являлись тщательная гигиена и изоляция юных пациентов от окружающего социума.
Жизнь в Лилла Хеммет замерла в 1950-годах с приходом в венерологическую практику пенициллина.
За годы работы на попечении в “Маленьком Доме“ находились более 500 детей, 95% из них исцелились от болезни.
Шведский автор Ева Ф. Дальгрен в своей книге “Что случилось с детьми?” (2017 г.) рассказывает о судьбах юных пациентов Лилла Хеммет.
Работая над рукописью, Ева много времени провела в городских архивах шведской столицы. Среди прочих документов она нашла коробку с письмами детей из Лилла Хеммет.
Эти дети оказались прилежными писателями.
Хочется верить, что, благодаря “Маленькому Дому”, они выздоровели и окрепли, и отступившая болезнь больше не мешала раскрытию их талантов.