Читать я люблю. Жаль, конечно, что Томас Манн, Луи Куперус или Видал Гор не напишут уже ничего нового. Впрочем, есть надежда на свежие сюжеты от Джулиана Барнса, Джорджа Сондерса или Ханьи Янагихары.
К жизни и творчеству Владимира Набокова я всегда относился спокойно. Но, случайно узнав, что писатель был одним из великих, страдавших псориазом, я решил провести свое исследование на эту тему. Признаюсь, меня увлекают редкие темы, когда из клочков с трудом полученных разрозненных данных создается цельный продукт. Журнальные статьи, интернет, старый черный четырехтомник, новые е-буки, читальный зал, муки творчества. И вот труд готов.
В результате поиска и анализа информации мне удалось выяснить/предположить, что Набоков был «солнцепоклонником». По свидетельству современников, он любил позагорать в берлинском Грюнвальде или сидя на газоне перед домом в Калифорнии. Возможно, таким образом ему удавалось эффективно избавляться от высыпаний на коже.
В литературных чтениях, устраиваемых Набоковым, принимала участие Елизавета Коган-Бернштейн, успешно лечившая его от псориаза.
Письма жене Вере Слоним, написанные Владимиром во время обострения кожного процесса, полны трагизма и безысходности. Он говорит о «неописуемых мучениях», которые чуть не довели его до самоубийства.
Псориазу писатель уделяет место на страницах романа «Ада». Автор пишет о «несчастных, имеющих на коже ярко-красные пятна, покрытых серебристыми чешуйками и желтой коростой», которые нередко становились изгоями.
Нельзя исключать, что индивидуализм и закрытость Набокова отчасти были связаны с псориазом.
В итоге из мелочей, нюансов, сопоставления отдельных фактов биографии, собственных предположений складывается образ Владимира Набокова как человека, страдающего псориазом.
Недавно BJD опубликовал новую статью, посвященную Набокову и псориазу. Будучи в теме, я прочел ее с большим интересом. Авторы публикации, парижские дерматологи, тщательно изучив недавно переведенные на английский «Письма к Вере», делают выводы о психологическом воздействии псориаза на Владимира Набокова.
Врачи-дерматологи дерзко предполагают, что псориаз мог повлиять на личность и творчество Великого Мастера. Любопытно, а что думает по этому поводу литературный мир?
Всякий раз, приезжая в Берлин, я гуляю или катаюсь на велосипеде по Грюнвальду. Наслаждаюсь этим местом и вспоминаю Набокова.