Позолоченные луковичные купола блестят на солнце. Причудливые башни сочетаются с садом на крыше. Из разных по размерам и форме окон растут деревья. Здесь нет прямых линий и ровных поверхностей. Есть сумасшедшая геометрия, яркие цвета и динамизм.
Такой несколько лет назад меня встретила гимназия Лютера-Меланхтона на окраине немецкого городка Виттенберг.
Когда-то на этом месте стояло грустное здание школы, в котором учились дети республики ГДР. В определенный момент серое существование наскучило ее обитателям, и они по наитию обратились к известному австрийскому архитектору Фриденсрайху Хундертвассеру с просьбой о превращении их неказистого учебного заведения в нечто более яркое и прогрессивное.
Думаю, Мастеру удалось воплотить в жизнь мечты рядовых виттенбержцев, и он сотворил для них удивительную “третью кожу”.
Свою концепцию о “кожах человека” Хундертвассер провозгласил в Мюнхене в 1967 году, появившись на публике без “второй кожи” (одежды) и продемонстрировав тем самым всю поверхность своего эпидермиса.
По мнению великого австрийца, “первая кожа” человека (та, с которой имеем дело мы, дерматологи) проходит через постоянный рост и развитие, являясь символом изменчивости и уникальности каждого индивидуума.
Вторая кожа также должна нести неповторимое творческое начало, а невыразительная, однообразная одежда может быть воспринята организмом как что-то чужеродное и привести к развитию болезни.
Простые геометрические линии, сетчатая система и рационализм в архитектуре загоняют людей в здания-тюрьмы. Поэтому Хундертвассер пропагандирует не только потребность каждого человека в собственном доме, но и право людей выражать себя, строя или изменяя свою “третью кожу”.
Я двигаюсь вокруг гимназии по спирали, всякий раз увеличивая радиус до сердца здания. Шагая, я размышляю о глобальном: о “четвертой” (социум) и “пятой” (биосфера) коже человека по Хундертвассеру.
Придаст ли мне эта спираль новый творческий импульс?