Я родился в СССР. В 26 лет я принял решение о переезде из географического центра империи на ее окраину. Так мы оказались в «глухой провинции у моря». Тогда я еще не был знаком со стихами Бродского.
Куршская коса прекрасна. Она для тех, кто любит уединение, широкие песчаные пляжи и сосны. Мы с женой часто здесь бываем. Облюбовали эти места и гусеницы соснового походного шелкопряда.
Его неслучайно назвали походным. Наевшись вволю сосновой хвои, в конце июля - начале августа гусеницы спускаются с деревьев и отправляются в «поход». Целью их странствования являются места с оголенным песком, в который эти мохнатые создания зарываются и окукливаются. Насекомые двигаются гуськом, соприкасаясь друг с другом своими волосками и образуя длинные цепочки. Нередко такие колонны мне доводилось видеть на асфальте шоссе, отделяющего лес от пляжа и уходящего в сторону литовской границы.
Думаю, вряд ли есть любители дикой природы, которые, лежа на песке, получают удовольствие от созерцания диковинного процесса превращения гусеницы шелкопряда в бабочку. Или приходящих в восторг от поглаживания вытянутых мохнатых телец насекомых. Впрочем, опасность подстерегает и инсектофобов. Незаметная глазу пыль от перетертых рыжих ресничек гусениц разносится ветром и, настигая человека, может поразить его кожу, конъюктиву глаз и дыхательные пути. Возможно развитие тяжелой анафилаксии. В основе патогенеза – ассоциация прямого гистаминергического и Ig E-опосредованного аллергического механизмов.
Сыпь возникает в течение нескольких часов от момента контакта с гусеницами. При аэрогенном пути распространения поражаются, как правило, открытые участки кожи – лицо, шея, кисти. Вместе с этим, раздражающие волоски насекомых могут проникать и сквозь одежду. На коже появляются рассеянные макулы, папуло-везикулезные, уртикарные элементы. Зуд различной интенсивности, экскориации, отек век. Сыпь регрессирует в течение нескольких дней, возможна вторичная поствоспалительная пигментация. Лечение симптоматическое.
Как-то я наблюдал интересный коллективный случай общения человека и соснового шелкопряда. Это был эпизод одномоментного появления сыпи у группы друзей на следующий день после пикника на Куршской косе. Папуло-везикулезные элементы с преимущественной локализацией на коже лица и шеи клинически были неотличимы от вирусной экзантемы. В постановке диагноза помогли анамнестические данные.
Скоро я улетаю в отпуск. Не то чтобы я боюсь гусениц. Просто так совпало. Желаю всем и себе в том числе, чтобы неожиданные природные явления никогда не омрачали наш отдых.