Не так давно Журнал Европейской Академии Дерматологии и Венерологии (JEADV) в рубрике «Исторические перспективы» начал публикацию серии интервью с ныне здравствующими пионерами/первопроходцами современной дерматовенерологии. Особенно интересными для меня были ответы ученых относительно будущего нашей специальности.
Самым лаконичным интервьюируемым был английский профессор Malcolm Greaves. На вопрос о главной проблеме для дерматологии в будущем он ответил: «Снижение интереса к медицинской дерматологии». О грядущих прорывах в дерматологии профессор сказал: «Не знаю. Если бы знал, все равно молчал бы об этом!».
Barbara A. Gilchrest, долгое время возглавлявшая кафедру дерматологии в университетской медицинской школе Бостона, опасается, что продолжится рост числа дерматологов, оказывающих дорогостоящие косметологические услуги, при сокращении количества врачей, занимающихся непосредственно лечением заболеваний.
По мнению известного австралийского дерматолога профессора Robin Marks, в ближайшие десять лет будет происходить дальнейшее расширение использования программ искусственного интеллекта в дерматологии. Главное, чтобы клиницисты научились применять их в качестве вспомогательного инструмента, а не были перегружены или управляемыми ими.
Подхватывая тему искусственного интеллекта, ему вторит Andrew Finlay из Кардиффа. «Некоторые вздрагивают при мысли о затмении наших навыков визуальной диагностики и последующей смерти некоторых аспектов традиционной дерматологии. Но нам следует использовать фантастический потенциал этих новых подходов, которые должны опираться на научные данные».
Польский профессор Andrzej Langner, говоря о разработке новых биологических и небиологических соединений, вспоминает слова Albert Kligman: « Нам не нужны новые лекарства, нам нужно знать все аспекты уже существующих!» и приводит в пример внедрение пропранолола в лечение инфантильных гемангиом. Интересным, по мнению профессора, является возможность модулировать кожный микробиом с целью контроля воспалительных заболеваний кожи. Andrzej восхищен новыми методами клеточной и генной терапии. Хорошей иллюстрацией того, к чему мы идем, является, по его убеждению, CAAR T-клеточная терапия в лечении пузырчатки.
Я поздравляю всех вас с наступающим новым годом! Стройте оптимистичные планы на будущее. В 2020-м они обязательно сбудутся.