В предыдущем материале рассматривалась болезнь острова Меледа – вариант ладонно-подошвенной кератодермии с тяжелым, неуклонно прогрессирующим течением, приводящим к инвалидизации больных. Некоторое время назад ее «более спокойной сестрой-близнецом» считалась кератодермия Нагашимы.
Однако постепенно было обнаружено, что эти два заболевания обусловлены мутациями в разных генах. Кератодермия Нагашимы, как видно из названия, встречается наиболее часто среди японцев и китайцев.
Ранее в России и других европейских странах больные этой болезнью не встречались, однако, в последнее время по понятным причинам кератодермия Нагашимы постепенно и медленно, но расширяет свою географию.
В основе развития ладонно-подошвенной кератодермии Нагашимы лежит мутация в c.796>T (p.Arg266*). Наследуется заболевание по аутосомно-рецессивному типу.
Проявления похожи на болезнь острова Меледа, но фенотипические признаки более мягкие: стабильный или медленно прогрессирующий гиперкератоз ладоней и подошв, отсутствие соединительно-тканных тяжей, мутиляций, спонтанных ампутаций и контрактур.
В большинстве случаев наблюдается периоральная эритема, лихеноидные бляшки, изменения ногтей, иногда – брахидактилия.
Гиперкератоз имеет диффузный характер, сопровождается эритемой. Указанные признаки распространяются на тыльные поверхности ладоней и подошв, а также на область ахиллова сухожилия, внутреннюю поверхность запястий, лодыжек.
Считается, что патогномоничным симптомом кератодермии Нагашимы является изменение внешнего вида гиперкератотических очагов при контакте с водой: очаги приобретают сходство с губкой белого цвета. Данный феномен исследователи объясняют повышенным проникновением воды в роговой слой вследствие гиперактивации протеаз с последующей потерей целостности последнего.
Литература