Каждый час над Краковом звучит труба. Этот сигнал называют хейналом, он раздается с высокой башни Мариацкого костела. Трубач играет попеременно на четыре стороны света, и всякий раз его короткое выступление внезапно прерывается. История хейнала уходит в средние века. Полагают, что труба в те годы сигнализировала об открытии/закрытии городских ворот, о пожарах и прочих опасностях.
В Кракове на этот счет есть своя легенда. Протрубив, часовой на башне церкви святой Марии возвестил город о приближающихся татаро-монголах. Трубач был убит пробившей ему горло стрелой, выпущенной вражеским лучником. Именно поэтому, музыка, льющаяся ежечасно с башни Мариацкого костела, всегда трагически обрывается.
Во внутреннем убранстве костела святой Марии поражает удивительный свод с полихромным изображением звездного неба и главный алтарь, созданный немецким скульптором Витом Ствошем в 1477-1489 годах. Вырезанный из разных пород дерева, Мариацкий алтарь, высотой около 13 метров и шириной в 11 метров, является одним из самых больших средневековых алтарей в Европе.
Он состоит из центрального панно и боковых створок, на которых виртуозно изображаются сцены библейского сюжета (Благовещение, Успение Богородицы, Поклонение волхвов, Сошествие Святого Духа и др.). В общей сложности композиция насчитывает более 200 фигур. Важной чертой Мариацкого алтаря является не только его поразительная красота, но и реализм.
Ствош придал скульптурам черты жителей Кракова, своих современников, воспроизводя в алтарных образах различные необычные для подобных произведений подробности: ладони, деформированные тяжелым трудом и суставными болезнями, лысеющие головы, вены под натянутой кожей и т.д.
Интересы известного польского дерматовенеролога, профессора Краковского университета Францишека Вальтера никогда не ограничивались его специальностью. Он был увлечен литературой, искусством, философией, историей медицины. В 1932 году он занялся тщательным изучением фигур алтаря Вита Ствоша и пришел к заключению, что лица двух его персонажей, фарисея и ученого, имеют признаки врожденного сифилиса.
Ученый обратил внимание на “олимпийский лоб”, “седловидный нос”, а также симптомы воспаления роговицы у фарисея. Работа Францишека со скульптурами Мариацкого алтаря принесла ученому международную известность, поскольку предположения польского профессора противоречили общепринятой американской концепции проникновения сифилиса в Европу.
Впрочем, это всего лишь оригинальная гипотеза от Францишека Вальтера. Провести клинический осмотр и комплекс серологических реакций краковским жителям 15 века -- прототипам алтарных фигур Вита Ствоша -- выше наших скромных возможностей.
Старый Краков полон загадок, мифов и легенд. В этом городе вас ждут гениальные открытия.