Гетерозиготные мутации в гене p63 приводят к развитию так назваемых анкилоблефарон-эктодермальных дефектов, которые в ряде случаев могут представлять угрозу для жизни.
Ген p63 кодирует функцию регулятора развития и дифференцировки эпидермиса. Несмотря на то, что функции гена p63 хорошо изучены, тем не менее, механизмы, лежащие в основе развития анкилоблефарон-эктодермального синдрома, все еще полностью не выяснены.
Интересно, что существует два класса протеинов p63, отличающихся между собой конечными амино-группами - TAp63 и ΔNp63.
Протеины первого класса экспрессируются в герминативных клетках женской репродуктивной системы. Мутации в гене, кодирующем протеин TAp63, приводят к гибели овоцитов. Мутации, кодирующие протеины ΔNp63, приводят к нарушениям пролиферции, дифференцировки кератиноцитов и клеточной адгезии.
Ген p63 играет важную роль в формировании эктодермальных клеточных линий и в регуляции пролиферативного потенциала стволовых клеток эпидермиса.
C. Russo и соавт. определили , что в результате мутаций, которые в конечном итоге приводят к развитию синдрома, происходит термодинамическая дестабилизация протеинов, нарушение процесса спонтанного сворачивания полипептидной цепи, или так назваемый фолдинг белка, с образованием его уникальной структуры, а также его агрегация с потерей функции.
Кстати сказать, похожие изменения обнаруживаются при некоторых видах злокачественных новообразований, вызванных мутациями с усилением функции гена p53. Изменененные белки утрачивают способность связываться с одноцепочечной ДНК, нарушается процесс транскрипции.
Характерными признаками анкилоблефарон-эктодермального синдрома являются срастание век, врожденная эритродермия, повышенная ранимость кожи и ее атрофия, ладонно-подошвенный гиперкератоз, распространенные и длительно незаживающие эрозии кожи.
Воздействие на агрегацию белковых молекул, в частности, путем удаления аминокислотных остатков, ответственных за этот процесс, может явиться одним из методов лечения данного синдрома.
Литература