Путь от главного железнодорожного вокзала страны Amsterdam-Centraal до Зандама занимает 12 минут. За проплывающими за окном поезда городскими окраинами и начинающимися удивительными одноэтажными сельскими пейзажами я чуть не пропустил свою остановку.
В двух шагах от зандамского перрона меня встретило чудо. Традиционные голландские домики с характерными фронтонами, крышами, окнами толкались и громоздились один на другой, формируя фасад сумасшедшего сказочного здания 12-этажной гостиницы.
Всего их около семидесяти, они окрашены в разные оттенки типичного для данной местности зеленого, и только один дом на последнем этаже синего цвета. Это дом-память о Моне. Великий художник, побывав в Зандаме, написал здесь картину La Maison Bleue, на которой мастерски изобразил синее здание с высокой печной трубой.
Потом я углубился в город, побродил по Tsjechovstraat и Tolstoistraat, неожиданно оказался на Golofkinstraat, а затем повернул на Menschikoffstraat. Русские фамилии в названии улиц привели меня к домику Петра I.
Здесь путешествовавший инкогнито великий царь остановился на постой и отправился работать на корабельную верфь. Кстати, статус неизвестности прибывшего посмотреть на голландское чудо Петра был быстро нарушен, и назойливые местные жители сделали пребывание русского самодержца в Зандаме невыносимым. Царь уехал в Амстердам через неделю.
Уникальный дом Петра I, выстроенный из дерева корпусов отслуживших свой век кораблей, сейчас помещен в кирпичный саркофаг.
Стены царского жилища испещрены автографами побывавших здесь туристов. Конечно, я расписался только в книге гостей.
Следует сказать, что царь Петр стремился внедрить в России накопленный голландцами опыт не только в области судостроения, но и в медицине. В годы его правления было организовано обучение русских врачей в медицинских университетах Европы, а в хирургические школы Петербурга и Москвы стали привлекаться преподаватели из-за рубежа, в том числе из Нидерландов.
Кстати, основателем и первым руководителем Московской госпитальной школы по поручению царя стал уроженец Амстердама, личный врач государя Николай Ламбертович Бидлоо.
От домика Петра я возвращался по Jasykoffstraat. Эта улица названа именем A. Jasykoff -- автора исторических записей о пребывании великого русского царя в Зандаме и Амстердаме, вышедших в берлинском издательстве в 1872 году.
Не может не восхищать то, как жители Зандама чтят традиции и историю своего города.