Z. Zubair и соавт. был проведен анализ публикаций, посвященных влиянию витамина Д на волосяные фолликулы, за последние 20 лет.
Ниже представлена квинтэссенция этого анализа:
Витамин Д принимает участие в стимуляции дифференцировки клеток волосяного фолликула, однако основное его влияние на волосы заключается в своего рода регулировании цикла развития волосяного фолликула, а именно перехода последнего из одной фазы в другую. При отсутствии в фолликулах рецепторов к витамину Д этот процесс невозможен.
Мутации в гене, кодирующем рецепторы к вит Д, приводят к развитию alopecia universalis.
Экспрессия рецепторов к витамину Д отмечается в кератиноцитах наружного корневого влагалища и клетках волосяного сосочка.
От этих рецепторов зависит в том числе и экспрессия гена Hr, белковый продукт которого подавляет рост волос.
Так, было показано, что у мышей, не имеющих волосяного покрова, происходит по сути дела деструкция волосяных фолликулов в раннем катагене вследствие повышенной экспрессии гена Hr: катагеновые фолликулы становятся дистрофичными, дермальный сосочек отделяется от остального фолликула, а новая анагеновая фаза не начинается.
У пациентов с очаговой и андрогенетической алопецией количество рецепторов к витамину Д в клетках крови (лимфоцитах, моноцитах, макрофагах) значительно снижено.
Согласно данным Danane et al., низкий уровень витамина Д обнаруживается у 82% пациентов, страдающих андрогенетической алопецией. Sanke et al. было высказано предположение, что недостаточность витамина Д также может играть роль в преждевременном развитии андрогенетической алопеции .
В исследовании, проведенном Kondrakhina et al., было выявлено, что у пациентов с высоким уровнем циркулирующих андрогенных гормонов, в частности, дигидротестостерона, отмечался дефицит всех микроэлементов и витаминов, в том числе и витамина Д.
В экспериментах на мышах было обнаружено, что аналог витамина Д кальципотриол при нанесении на кожу стимулирует рост волос, увеличивает их количество и толщину волосяного стержня.