Известно, что, наряду с общими симптомами ковидной инфекции, возможно развитие также и дерматологических признаков. Наиболее часто у молодых взрослых это акрально расположенные очаги, напоминающие участки отморожения, в то время как для пациентов среднего возраста более характерна пятнисто-папулезная и везикулезная сыпь.
Все еще не существует общепринятого мнения, являются ли кожные признаки первичным проявлением заболевания, или же они представляют собой следствие тромбогенных и иммунных процессов.
Некоторое время назад в моем блоге был размещен материал, посвященный ассоциации очаговой и/или андрогентической алопеции с ковидной инфекцией.
Однако, появляются работы, в которых подчеркивается, что наиболее частой трихологической проблемой у больных ковидом все же является телогеновое выпадение волос (D.Turkmen et al., 2020), которое часто сочетается с триходинией.
Существует гипотеза, что в основе выпадения волос лежит иммуноопосредованная реакция с образованием микротромбов на уровне сосудов волосяных фолликулов или же непосредственное действие вируса на фолликулы с развитием воспаления и гибелью клеток.
Авторами статьи, ссылка на которую в конце данного материала, была проанализирована группа из 128 взрослых пациентов, перенесших ковид.
Телогеновое выпадение волос наблюдалось в 66,3% случаев, триходиния (жжение, зуд, боль, парестезии) – в 58,4%, выпадение волос и триходиния – в 42,4%. У 32% больных степень выраженности триходинии была оценена как тяжелая.
Было отмечено, что латентный период инфекции был короче в группе больных с одновременными триходинией и телогеновым выпадением, болезнь протекала тяжелее. При этом триходиния сочеталась с аносмией и головной болью, также триходинией страдали в основном мужчины.
Считается, что при ковидной инфекции имеют место два механизма выпадения волос: дистрофическое анагеновое и телогеновое.
В первом случае наблюдается более высокий уровень таких провоспалительных цитокинов, как интерлейкин 1-бета, интерлейкин-6, фактор некроза опухолей альфа, интерферон 1 и 2 типа, металлопротеиназы 1 и 3, а также их более агрессивное влияние на клетки волосяного матрикса.
Как было показано B.Grygiel-Gorniak и соавт., в основе развития астении, триходинии и телогенового выпадения волос лежит в первую очередь высокий уровень интерлейкина 6.
По материалам статьи Michela Starace et al. “Trichodynia and telogen effluvium in COVID-19 patients: results of an international expert opinion survey on diagnosis and management”. JAAD Int. 2021; 5: 11-18