Интересное наблюдение было описано O.Bilgic et al. в 2016 году: соотношение длины правого указательного пальца и правого безымянного может указывать на избыточное воздействие андрогенов в эмбриональном периоде на плод мужского пола. Результатом этого воздействия является повышенная вероятность развития андрогенетической алопеции у взрослых.
Считается, что у мужчин, в отличие от женщин, правый безымянный палец длиннее, чем указательный. Причина этого до настоящего времени не выяснена. Были попытки объяснить этот факт внутриутробным взаимодействием между андрогенами и эстрогенами. Предполагалось также, что существует обратная корреляция между соотношением длины пальцев и пренатальным уровнем тестостерона.
В экспериментах было показано, что чем выше уровень тестостерона у матери, тем меньше это соотношение. Более короткий безымянный палец по сравнению с указательным (то есть женский вариант) был обнаружен у мужчин с синдромом нечувствительности к андрогенам.
Первые волосяные фолликулы появляются приблизительно на 9 неделе эмбриогенеза и достигают наибольшего развития на 16 неделе, совпадая с пиком уровня пренатальных андрогенов. Пренатальные андрогены оказывают влияние на многие органы, в том числе и на установление соотношения длины пальцев.
Интересен, в частности, тот факт, что у новорожденных девочек с врожденной гиперплазией коры надпочечников резко возрастает риск нарушения самоидентификации пола вследствие вирилизации мозга, обусловленной повышенным уровнем андрогенов в пренатальном периоде. Причем эти симптомы проявляются даже в том случае, если лечение начато сразу после рождения. Более того, повышенный уровень андрогенов в пренатальном периоде приводит, по мнению DH Abbott et al., к развитию синдрома поликистозных яичников во взрослом состоянии.
С учетом вышеперечисленного, было проведено исследование по изучению корреляции между соотношением длины указательных и безымянных пальцев у мужчин и развитием андрогенетической алопеции.
В результате было выявлено:
Литература