Я провел на солнечной Сицилии пару счастливых недель. Многие туристы, посетив эти места, пишут об антисанитарии, разгуле уличной преступности, бедности и декадансе. Да, все это есть.
Но я почему-то сразу по прилету заочно простил жителей острова и Италию в целом за эти досадные мелочи и каждый день не уставал восхищаться колоритом здешних мест.
В Палермо я поселился недалеко от рынка Балларо и по утрам как рядовой палермитанец отправлялся туда за свежими продуктами.
Балларо – это история Сицилии. Ты идешь по длинной пешеходной улице, пересекая площади и несколько раз меняя направления.
По обе стороны от тебя бесконечные прилавки с полотняными навесами, из-под которых раздаются гортанные крики продавцов, завлекающих покупателей.
Особенно много звуков издают торговцы рыбой. Честно говоря, поначалу от этих возгласов меня брала оторопь, и мне хотелось бежать прочь, но потом я привык.
Если вы переведете свой взгляд на окружающие базар дома, то увидите полуразрушенные фасады жилых(?) зданий и заброшенных церквей с разноцветными куполами и поросшими травой ступеньками крылец.
Если невзначай вы посмотрите себе под ноги, то поймете, что рынку Балларо далеко до эталона чистоты.
Должен оговориться, что ассортимент на рынке – выше всяких похвал. Здесь можно купить прекрасные морепродукты, восхитительные итальянские сыры и оливки, а также настоящие овощи и фрукты.
Здесь продают удивительные помидоры и груши. Ну и, конечно, непревзойденные сицилийские лимоны.
Оказывается, в позапрошлом веке небывало возросший спрос на эти желтые богатые витамином С фрукты привел к рождению другого сицилийского “бренда” – Коза Ностры.
Лимонный бум был связан с открытием Джеймса Линда, доказавшим, что цитрусовые предотвращают цингу. По оценкам историков, этот авитаминоз с характерными высыпаниями на коже в виде перифолликулярных геморрагий, между 1500 и 1800 годами унес жизни 2 миллионов моряков.
После пришедшего осознания всей полезности лимонов, их выращивание в благодатном климате Сицилии стало чем-то вроде золотой жилы.
В период небывалой популярности и дороговизны цитрусовых фермеры, культивирующие лимоны, стали прибегать к помощи частных охранных компаний, которые, с одной стороны, защищали плантации от краж, а, с другой, выступали в качестве посредников в реализации товара на экспорт в сицилийских гаванях.
Полагают, что из этих оберегающих лимоны организованных security и стала формироваться сицилийская мафия.
Поедая купленные на Балларо лимоны, я насыщался витамином С и благодарил мафию за то, что она не трогает нас, простых туристов, неумело подражающих рядовым палермитанцам.