Этимология слова “эпигенетика” (в отличие от сущности самого понятия) проста и переводится с греческого как “вокруг, над генетикой”.
Эпигенетические модификации – это процесс изменения активности генома (экспрессии генов) без изменения последовательности молекул ДНК. К хорошо известным эпигенетическим механизмам регуляции генома относятся метилирование ДНК, посттрансляционные модификации гистонов и экспрессия некодирующей РНК.
В отличие от аномалий ДНК, эпигенетические изменения, как правило, обратимы, эти клеточные процессы можно перепрограммировать и воздействовать на них как на терапевтическую мишень.
Однако, если эпигенетические трансформации возникли в зародышевых клетках, есть вероятность передачи этих модификаций будущим поколениям.
Эпигенетические механизмы опосредуют влияние негенетических факторов внешней среды и играют важную патогенетическую роль в развитии ряда кожных заболеваний, в частности, псориаза и атопического дерматита.
Например, при псориазе продукты с высоким содержанием омега-3 полиненасыщенных кислот посредством прямого влияния на модифицирующие ферменты, позитивно влияют на эпигенетический профиль.
Курение приводит к гиперметилированию ДНК, а повышенный уровень кортизола при стрессе вызывает и метилирование ДНК, и посттрансляционные модификации гистонов, и экспрессию некодирующей РНК, тем самым запуская дебют или обострение псориаза (doi.org/10.1111/exd.14332) .
Не так давно стало известно о значении микробиома кожи в эпигенетических изменениях. Оказалось, что масляная кислота, метаболит пробиотика кожи S.epidermidis, с одной стороны, напрямую тормозит патологический рост S.aureus, а с другой, являясь ингибитором гистондеацетилазы (фермента, участвующего в процессе ацетилирования гистонов), может влиять на активность генов. Таким представляется эпигенетический ответ клеток хозяина, индуцированный кожным микробиомом (doi.org/10.1111/exd.14392).
Эпигенетическая терапия становится одним из направлений в лечении дерматозов.
Топический 5-азацитизин, ингибитор метилирования ДНК, в экспериментах на мышах с имиквимод-индуцированными псориазиформными высыпаниями уменьшает толщину эпидермиса у животных и рассматривается в качестве потенциального средства в терапии псориаза.
Белиностат, ингибитор гистондеацетилаз, способствует дифференцировке кератиноцитов и восстанавливает барьерную функцию кожи in vitro и in vivo. Не исключено, что он займет свою нишу в терапии атопического дерматита.
Еще один ингибитор гистондеацетилаз – реметиностат – в настоящее время проходит клинические испытания как средство для лечения ранних стадий грибовидного микоза и немеланомного рака кожи (doi.org/10.1111/exd.14334).
Таким образом, изучение эпигенетики имеет важное значение для понимания физиологии кожи и причин развития кожных болезней, а также открывает новые возможности в лечении дерматологических заболеваний.