Корней Чуковский не советовал посещать Африку. Он писал, что живущие там гориллы, акулы и крокодилы будут кусать, бить и обижать. Но самым опасным африканским существом является, по мнению поэта, человек в лице некоего Бармалея, кровожадного и беспощадного разбойника. Читая книги и статьи об Африке, я нередко задумываюсь: то о чем писал Корней Иванович, это сказка или быль?
Танзания – страна с одним из самых высоких уровней распространенности альбинизма в мире. Долгое время альбиносов здесь просто считали нулями или призраками. Относительно недавно произошла метаморфоза.
Жадность колдунов и бедность сельского населения способствовали появлению веры в то, что части тела альбиносов приносят удачу, богатство и политическую власть. Среди сельских танзанийцев распространился предрассудок, что секс с альбиносом излечивает от СПИДа. Другие верования отнесли альбиносов к демоническим духам, призракам европейских колонизаторов или потомству женщины, согрешившей с белым мужчиной.
Говорят, что раздробленные конечности детей альбиносов исцеляют от любого недуга и ценятся больше всего. Стоимость полного набора частей тела альбиноса может доходить до 100 000 долларов, поэтому шаманы, которые используют эти части в качестве ингредиентов в снадобьях и при ритуалах, не испытывают недостатка в тех, кто вынашивает планы об убийстве “людей-призраков”.
Тяжелое положение альбиносов в Восточной Африке - это не история, это безмолвный, но нарастающий гуманитарный кризис. По самым приблизительным подсчетам, число похищенных и убитых альбиносов с 2000 года исчисляется сотнями. Реальные цифры могут быть гораздо выше, так как тайное кровопролитие происходит за закрытыми дверями и в семьях.
Еще одно страдание, переводящее больного в разряд изгоев, называется онхоцеркозом (речной слепотой). Это гельминтоз, характеризующийся преимущественным поражением кожи и глаз. Наиболее часто заболевание регистрируется в Западной и Центральной Африке. Червь вызывает у заболевшего не только слепоту, но и нестерпимый зуд с развитием лихенизации и атрофических изменений кожи. Характерные для онхоцеркоза очаги депигментации местные жители называют "кожей леопарда", атрофированную, дряблую кожу -- "кожей ящерицы", а участки грубой лихенизированной кожи -- "кожей слона". Эти термины далеко не тривиальны. Присвоение человеку качеств, подобных животным, называется зооморфизмом. В отдаленных африканских районах человек с таким внешним видом становится проклятым и рискует быть выброшенным из семей и своего привычного сообщества.
Желание преодолеть “разделяющую силу кожи” ведет к росту популярности феномена обесцвечивания кожи. Каждая третья женщина (и все больше мужчин) в городах стран Африки к югу от Сахары регулярно применяет едкие кремы, предназначенные для осветления черной кожи. Многие из этих наружных средств запрещены, но это приводит к широкому распространению еще более опасных подделок, в том числе ртутьсодержащих продуктов, способных вызвать развитие почечной недостаточности и психоза. По мнению местной молодежи, быть красивым сейчас -- значит быть светлокожим. Обесцвечивание кожи -- это и попытка быть более "западными", и стремление избавиться от клейма нищеты, которая осталась в прошлом.
Кожа – своеобразный орган нашего общения с социумом. Она, в классическом, анатомо-физиологическом, представлении, защищает нас от целого ряда угроз. В то же время, цвет и внешний вид кожи могут иметь серьезное социальное значение и силу. Глядя сквозь призму кожи, можно легко заметить темные стороны человеческой природы. Порой кожа заставляет человека меняться физически и ментально.
Вот такие, далеко не сказочные, африканские будни.
Похоже, Бармалей живет не в Африке, порой он кроется в самой природе человека.