Витамин D называют “солнечным”. Он синтезируется в коже под действием ультрафиолета (UV-B 290-320 нм).
Хотя отдельные пищевые продукты (рыба, яйца, печень трески, витаминизированное молоко) содержат витамин D, основным источником (95%) этого органического соединения является кожа.
Низкий уровень сывороточного витамина D – достаточно распространенное явление. По этой теме эпидемиологические наблюдения проводились в разных странах, среди лиц разных возрастных групп, профессий, вероисповедания и т.д.
Мой интерес вызвала статья о витамин D-статусе у дерматологов тайского города Бангкок (doi:10.1111/1346-8138.14742).
Столица Таиланда, как известно, славится своим солнцем. Однако, близость места жительства к экватору существенно не повлияла на показатели 25(ОН)D и 25(ОН)D3 крови у 98 бангкокских специалистов по кожным заболеваниям, принявшим участие в этом исследовании.
Ни один из дерматологов не продемонстрировал достаточного уровня насыщенности, у 38 из них была выявлена недостаточность, а у 60 – дефицит или выраженный дефицит витамина D.
Этот парадокс объясняется особым отношением к солнцу среди дерматологов этого залитого ультрафиолетом города.
Они проводят мало времени на свежем воздухе (особенно в полуденные часы) и активно применяют фотозащитные средства. Кроме систематического нанесения косметических средств с SPF, наши коллеги защищают лицо от солнца книгой или листом бумаги, используют зонтики, одежду с длинным рукавом и шляпы.
Исследователи полагают, что такая модель поведения и привела к экстремально высоким показателям распространенности недостаточности витамина D у дерматологов Бангкока.
Как известно, дефицит в организме витамина D ассоциируется с повышенным риском развития отдельных форм рака, сердечно-сосудистых, аутоиммунных и инфекционных заболеваний.
Стоит ли рекомендовать нашим тайским коллегам дозированные солнечные нагрузки для укрепления здоровья?
Думаю, да.
Полагаю, тайские дерматологи смогут найти золотую середину.
Стремясь к оптимальному синтезу витамина D в коже, они, конечно, не забудут о риске развития фотостарения, фотоиндуцированных заболеваний и рака кожи.