Для отработки практических навыков в медицине придуманы симуляторы, которые позволяют медицинскому персоналу приобретать и совершенствовать свой опыт без нанесения в процессе обучения вреда здоровью пациента.
Симуляторы бывают разные.
Они могут имитировать отдельные части тела. Например, грудь и шею для отработки доступа к крупным сосудам. Или глаза и уши для проведения физикального осмотра. Или ягодицы для постановки внутримышечных инъекций.
Более сложные фантомы копируют облик человека в целом и используются в обучении азам сердечно-легочной реанимации. Система симулятора может предоставлять информацию о качестве проводимых мероприятий (объем вентиляции, глубина надавливаний на грудную клетку, правильность положения рук реанимирующего и т.д.).
“Продвинутые” симуляторы научены быть еще более реалистичными. В зависимости от их цены, они могут имитировать реакцию зрачков на свет и звуки кишечника, с ними можно освоить навыки интубации и оксигенотерапии.
Апофеозом данного направления медицинского образования стоит назвать тренажеры виртуальной и расширенной реальности. Здесь уже нет необходимости в реалистичной имитации человеческого тела, достаточно простой пластиковой куклы.
Нужен компьютер и специальные оптические системы. С помощью мониторов, очков, шлемов студент переносится в несуществующую реальность, в которой производится визуальное моделирование того или иного требующего отработки навыка.
Виртуальные хирургические симуляторы моделируют взаимодействие между хирургическими инструментами и частями тела. В искусственно созданном пространстве будущий медицинский специалист отрабатывает этапы реальной процедуры (например, лапароскопии или холецистэктомии) в игровой форме. Полученный таким образом опыт далек от реальности, но исследования доказывают, что это весьма эффективный инструмент обучения.
Как член аккредитационной комиссии, в прошлом году я впервые оказался в красивом светлом помещении учебно-симуляционного центра нашего университета имени Канта.
Я принимал экзамены у получающих аккредитацию юных дерматовенерологов. Сидя у компьютера, я наблюдал на его мониторе за тем, как где-то в соседней комнате будущие врачи производили забор материала из уретры у лежащего перед ним фантома мужской промежности и помечал ошибки и достижения моих новых коллег.
Думаю, с учетом развития технологий дополненной реальности, очень скоро экзаменатор на этом этапе аккредитации будет лишним.