В своих мемуарах судовой врач Лемюэль Гулливер последовательно и увлекательно рассказывает о путешествии в необычные земли – Лилипутию и Бробдингнег, где все объекты, включая людей, масштабируются. В результате в стране лилипутов он становится гигантом, а в стране великанов – карликом.
Автор “Путешествий Гулливера”, известный писатель-сатирик Джонатан Свифт, настаивал на величине масштаба: граждане, животные, деревья, здания и проч. этих фантастических стран масштабировались из расчета 1:12 и 12:1.
Этот литературный прием позволил утрировать сатирический аспект и стал источником множества юмористических находок.
Свифт без устали описывает ситуации с обычными объектами, приобретающими в новых условиях вид гигантских структур или миниатюр.
Появляются новые типы использования и взаимодействия.
Например, коров и овец можно уместить в кармане, а простая миска становится внезапно опасным бассейном.
То, что казалось знакомым и малозаметным в стандартном контексте, принимает благодаря масштабированию характер исключительный и непонятный.
Нетипичная среда иногда вызывает у Гулливера дезориентацию, страх, чувство надвигающейся опасности, а также отвращение к изменившему свои размеры окружению.
Иллюстрируя сказанное и полагаясь на интерес со стороны уважаемого дерматологического сообщества, стоит упомянуть о наблюдении главного героя, находящегося в Бробдингнеге, за великанскими особями возбудителя педикулеза:
“Но омерзительнее всего было видеть вшей, ползающих по их одежде. Простым глазом я различал лапы этих паразитов гораздо лучше, чем мы видим в микроскоп лапки европейской вши; так же ясно я видел их рыла, которыми они копались, как свиньи. В первый раз в жизни я встретил подобных животных, и я бы с большим интересом анатомировал одно из них, несмотря на то, что отвратительный их вид возбуждал во мне тошноту, если бы у меня были хирургические инструменты…”
Описание вшей, “ползающих по одежде”, свидетельствует о встрече Гулливера с представителями платяных вшей (Pediculus humanus corporis), передающими эпидемический тиф, траншейную лихорадку и рецидивирующую лихорадку (doi:10.1001/jamadermatol.2013.9360).
Кстати, деление на головную и платяную вошь произошло уже после завершения путешествия Гулливера и издания в 1726 году романа о нем. Заслуга в распознавании нового вида насекомого принадлежит Карлу Линнею.
Несмотря на меняющийся масштаб окружающей реальности и обыгрывание темы “большого и малого”, сам Гулливер на протяжении всего повествования остается неизменным, что подчеркивает, по мнению литературных критиков, его статус “среднего хорошего человека”.
Впрочем, для того, чтобы по-настоящему узнать и оценить человека совершенно не обязательно масштабировать окружающий мир.