Без сомнения, ошибки и неточности в таком филигранном деле как медицина недопустимы, поскольку они могут стоить пациентам жизни.
Кожные побочные лекарственные реакции (CARDs) регистрируются с частотой от 1 до 3% и являются наиболее распространенными побочными реакциями на лекарственные препараты. Тяжелые кожные побочные лекарственные реакции (SCARs) могут иметь серьезные осложнения и последствия и приводить к гибели больного.
По мнению коллектива ученых из Франции и Великобритании, одной из причин развития CARDs и SCARs являются орфографическое и фонетическое сходство (LASA) названий лекарств (doi: 10.1111/bjd.17842).
Проведя анализ французских национальных баз данных за период между 1985 и 2016 годом, исследователями было выявлено 9 случаев CARDs (из них 5 эпизодов SCARs), возникших вследствие передозировки и/или ошибок в назначении лекарственных средств.
Все тяжелые кожные реакции (3 случая SJS/TEN и 2 эпизода DRESS) были связаны с ошибочной заменой Lamisil на созвучный Lamictal. Более легкие случаи возникли из-за путаницы в парах похожих имен Lamisil/ Lamictal, Meteoxane/Methotrexate и Dakin/Daktarin.
Наряду с этим, ученые провели анализ орфографической схожести названий 4133 зарегистрированных во Франции препаратов и 124 имен лекарств с высоким потенциальным риском развития SJS/TEN. Ими было выявлено более 30 опасных созвучных сочетаний.
С учетом занижения официальных показателей уровня CARDs и SCARs, исследователи путем несложных(?) математических расчетов пришли к выводу о вероятности 18 случаев CARDs во Франции и 138 в Европейском Союзе в целом ежегодно, являющихся следствием LASA.
Заключаясь, авторы статьи обращаются к медицинским властям с просьбой рассмотреть риски, связанные с орфографической схожестью наименований лекарств, для предотвращения опасных для жизни лекарственных реакций.
Еще одна публикация, посвященная SCARs, а именно отдаленным последствиям после перенесенного TEN, также написана французскими дерматологами S. Ingen-Housz-Oro и соавт.(doi:10.1111/bjd.18387). В этом исследовании приведены данные телефонных интервью 57 выживших после эпидермального некролиза пациентов, в которых эти люди сообщают о жизни после перенесенного TEN.
77% из них страдают кожными проблемами (дисхромия, сухость, рубцы, зуд, ониходистрофия), 70% -- офтальмологическими (сухость конъюктивы, фотофобия, трихиаз и др.), 60% -- психологическими (страх приема лекарств, депрессия, проблемы самооценки и взаимоотношений в обществе, ночные кошмары), 49% -- стоматологическими, 30% --генитальными, 18% -- респираторными отклонениями.
Авторы делают выводы о серьезном влиянии TEN на качество жизни пациентов, которое может сказываться и через несколько лет после эпизода заболевания. За такими пациентами следует вести мультидисплинарный контроль с привлечением социальных работников и психологов.
Не менее интересным оказался и комментарий H.Y.Lee et al. к этой статье (doi: 10.1111/bjd.18726). Его авторы высказывают предположение о SJS/TEN как о хроническом состоянии. Не исключено, что те последствия, с которыми сталкиваются пациенты после острой атаки заболевания, являются симптомами сохраняющегося медленно прогрессирующего воспалительного процесса.
Заканчивая сообщение, хочу пожелать вам работы без ошибок и неточностей. Пусть назначаемые вами препараты работают быстро и эффективно без всяких побочных эффектов.
P.S. На снимке очаг дисхромии с телеангиэктазиями и милиумом на коже лица моего юного пациента, несколько месяцев назад перенесшего TEN.