Так случилось, что Калининградская область стала со всех сторон окружена странами, которые, мягко говоря, не желают нам добра. Поэтому небо над Калининградом рассекают выполняющие тренировочные полеты истребители, в море несут боевое дежурство суда береговой охраны, пограничные наряды с умными собаками охраняют наш сухопутный рубеж.
В недалеком прошлом отдельные свободолюбивые жители периодически покидали нашу область для посещения заграничных универмагов, а также объектов культуры и отдыха, создавая очереди на погранпереходах.
Вообще, пересечение границы на личном авто – это особое искусство. Главным было угадать со временем: нет ничего хуже многочасового томительного ожидания в веренице желающих покинуть родину.
Наряду с этим, могли возникнуть нюансы, которые обычно носили случайный характер, и предугадать их было невозможно.
Например, проверка уровня СО в выхлопных газах, усиленный таможенный досмотр в специальном ангаре со смотровой ямой или изъятие бутербродов с колбасой в связи с запретом на ввоз мяса в страны ЕС.
Единственная манипуляция, которая меня не напрягала, а даже успокаивала на границе – это дактилоскопия.
Неужели совесть моя перед иностранными пограничниками была чиста только по части папиллярного узора на пальцах?
Об уникальности кожного рисунка пальцев было известно еще в древнем Китае. Отпечатки пальцев там использовали для подписи документов и для идентификации преступников.
В 1686 году профессор анатомии Болонского университета Marcello Malpighi, в честь которого один из слоев эпидермиса назван мальпигиевым, в своем трактате вкратце обращает внимание на папиллярные линии.
Известный чешский физиолог Purkynje, изучавший вопросы, связанные с температурой, чувствительностью, потоотделением кожи, критически подошел к имеющей многовековую историю практике хиромантов, заявив, что рисунок кожи ладоней не представляет ни научного, ни магического интереса.
Вместе с этим, в своей монографии, вышедшей в 1823 году, Purkynje первым классифицировал папиллярные линии пальцев, разделив их зависимости от геометрического расположения на 9 типов. Свои исследования он снабдил гравюрами.
Работавший в Японии шотландский врач Henry Faulds был вдохновлен на исследования в области дактилоскопии обнаруженными им на древних глиняных табличках отпечатками пальцев.
В 1880 году в письме в журнал “Nature” он предложил использовать чернила для персональной идентификации по отпечаткам пальцев.
За поддержкой в продвижении своей идеи Henry обратился к своему кузену Charles Darwin, который по непонятной причине проигнорировал просьбу родственника.
Второй кузен, Francis Galton, наоборот, проявил большой интерес к делу, собрал коллекцию из 8000 отпечатков, создал свою классификацию папиллярных линий, обратил внимание на неизменность кожных узоров на протяжении всей жизни и их уникальность (вероятность повторения составляет 1 к 64 миллиардам).
В 1892 году аргентинский полицейский Juan Vucetich разработал собственную систему идентификации по отпечаткам пальцев, которая приобрела мировое признание.
Внедрением дактилоскопии в практику запомнился офицер полиции Лондона Edward Henry. Скотланд -Ярд создал первое бюро по отпечаткам пальцев в 1901 году.
Со следующего года британский суд стал признавать особенности папиллярного рисунка в качестве улики.
В 1903 году полицейские департаменты США также начали использовать в своей работе дактилоскопические данные.
На самом деле, я не против проверки отпечатков пальцев на границе. Надо – значит надо. Это существенно не влияет на процедуру прохождения границы.
Гораздо важнее добрые соседские отношения с людьми, которые живут в каких-то пятидесяти километрах от нас за искусственно созданной всеми нами преградой.