По данным разных авторов, онихофагия, онихотилломания и трихотилломания в совокупности встречаются у 20-30% населения мира всех возрастных групп. При этом в последнее время эти нарушения не относят больше к спектру навязчивых состояний (American Psychiatric Association DSM-5 Task Force. Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders: DSM-5).
Конечно, к подобным самоповреждениям все же наиболее склонны дети и лица с нестабильной психо-эмоциональной сферой. Хотя в настоящее время считается, что данная проблема является мультифакториальной.
Симптомы этих состояний зачастую не обращают на себя внимания врачей, и не в последнюю очередь из-за стеснительности пациентов, которые стыдятся этих вредных привычек и пытаются скрыть их последствия.
При этом несвоевременная диагностика в некоторых случаях может привести к развитию осложнений. И в первую очередь это касается онихофагии и онихотилломании (обкусывание ногтей вплоть до их вырывания).
Осложнения могут затрагивать как ногтевое ложе и зону матрикса с развитием, в частности, продольной меланонихии, так и полость рта.
Вовлечение последней в процесс проявляется развитием гингивита, абсцессов, резорбцией верхушек корней зубов, ротацией резцов, а также нарушением функции височно-нижнечелюстного сустава (P.Pacan et al., 2014). Интересно сообщение J.A.Rivera и соавт. (2022) о ряде случаев развития целлюлита пальцев у больных, страдающих онихотилломанией, который в дальнейшем осложнился остеомиелитом.
В настоящее время не существует стандартизованного лечения вышеперечисленных состояний. Поэтому постоянно идет поиск методов терапии. Один них - применение N-ацетилцистеина, который является ацетилированным предшественником L-цистеина.
К настоящему времени квинтэссенция использования N-ацетилцистеина у пациентов с онихо- и трихотилломанией «выглядит» так: у взрослых пациентов в возрасте 18-65 лет доза препарата составляла 1200 мг в сутки с периодическим повышением до 2400 мг в день до достижения клинического эффекта.
Выраженное клиническое улучшение, заключавшееся в уменьшении частоты эпизодов самоповреждения и облегчения самоконтроля, наблюдалось через 9 недель терапии. У группы детей и подростков 8-17 лет результаты неоднозначные. Доза препарата титровалась от 600 до 2400 мг в день в течение 4 недель, по достижении клинического эффекта терапию продолжали еще в течение 12 недель. Эффект оценивался исследователями, как слабый или умеренный.