Речка Маас (Мез) берет начало на плато Лангр во Франции и течет на север по территории Бельгии и Нидерландов, впадая в Северное море. На ее берегах стоит славный голландский городок Маастрихт.
Бесспорным украшением маастрихтской городской набережной является здание Боннефантен-музея, построенное на месте цехов бывшего гончарного завода.
Его купольная башня, похожая на приготовившуюся к старту ракету, видна издалека. В ней расположен величественный восьмиугольной формы зал, используемый для инсталляций современных художников.
Архитектор Боннефантен-музея великий Альдо Росси рассматривал создаваемый им объект как некую “смотровую фабрику”. В результате его замысла появилась своеобразная вариация классического здания музея с четкой структурой и последовательностью залов, имеющих боковое и потолочное освещение, которые расположены вокруг одной центральной лестницы.
На мой взгляд, маастрихтская работа Альдо Росси – это его успех и один из самых ценных экспонатов Боннефантен-музея.
На противоположном берегу Мааса в самом центре города в здании церкви 13 века находится удивительный книжный магазин Dominicanen. Три этажа книжных стеллажей, соединенные множеством лестниц, лифтов, переходов. Изучая ассортимент и поднимаясь все выше, покупатель приближается к великолепно расписанным сводам кирхи.
Всю алтарную часть здания занимает ресторан с большим центральным столом, имеющим форму латинского креста.
По-моему, Маастрихт может гордиться этим одним из лучших примеров трансформации здания церкви в светское заведение.
Еще одна перемена коснулась в недавнем прошлом городского парка. В нем находится медвежья яма. Раньше для потехи горожан в ней жили настоящие медведи. Последний косолапый, по имени Jo, покинул яму в 1993 году, он был перемещен в Медвежий лес – убежище для пострадавших медведей.
Сейчас яма приобрела художественное значение. Статуи лежащего жирафа и девушки на дне ямы призваны передавать страдания, которые испытывали медведи в этой каменной ловушке.
В этом же парке находится памятник д’Артаньяну. Говорят, он был убит именно здесь, у городских ворот Маастрихта в 1673 году.
Образы трех мушкетеров, всегда приходящих друг другу на помощь, благодаря метафоричному языку талантливых врачей, все чаще всплывают на страницах научных журналов.
Например, в виде противовирусных сил: специфической, неспецифической противовирусной терапии и пассивной иммунизации. А в качестве активной иммунизации рассматривается четвертый мушкетер -- д’Артаньян (doi:10.1056/NEJMe1107953).
В другой статье авторы проводят аналогию между тремя друзьями-мушкетерами и элементами эпидермального барьера, дисфункция которого представляется важным звеном в патогенезе атопического дерматита (doi:10.1172/JCI57416).
Но дальше всех пошел, на мой взгляд, исследователь из Саудовской Аравии Ahmad Zaheer Qureshi, в своем письме в редакцию журнала пакистанской медицинской ассоциации усмотревший сходство между Атосом, Портосом, Арамисом и целлюлитом, флегмоной, абсцессом. Вот такие метаморфозы происходят по воле наших коллег с героями Александра Дюма.
С моста святого Серватия я наблюдаю за неспешным течением Мааса. Думаю, его воды будут свидетелями еще многих превращений.