Лейпциг – родина Рихарда Вагнера.
Перемещаясь по Лейпцигу, я подышал свежим воздухом в парке имени известного композитора, поклонился памятнику в его честь и заглянул на выставку-рассказ о молодости великого Рихарда.
Однако, главной целью моей поездки в этот саксонский город была Лейпцигская опера. В те дни здесь, сменяя одна другую, звучали четыре эпические оперы, вся тетралогия Вагнера о Нибелунгах.
Само здание театра, построенное в 50-е годы прошлого века, образно называют лебединой песней социалистического классицизма с характерным для ГДР уклоном в агрессивный модернизм.
Особый колорит этому пространству придают колонны, светильники в форме снежинок в фойе и две одиноко висящие ложи на боковых стенах зрительного зала. Говорят, последние предназначались для руководства партии и страны и имеют свои собственные входы и фойе.
Эксперты считают архитектуру Лейпцигской оперы скучной. Спорить со знатоками не стану, скажу лишь, что мне в этом доме было уютно, а лаконичность архитектурных форм создавала, на мой взгляд, идеальную атмосферу для восприятия музыки Вагнера.
О светильниках-снежинках я забыл с первыми аккордами “Золота Рейна”, обо всем остальном – с “Полетом валькирий”, а “Гибель богов” унесла в иную реальность окончательно.
Музыка, солисты, хор, декорации объединились и создали поистине магические спектакли.
Я читал, что некоторые артисты порой готовы приносить себя в жертву великому искусству. Но люди и ситуации бывают разными.
В частности, по просьбе менеджера по персоналу одного из оперных театров наши коллеги-дерматологи из шведского Мальме провели исследование с целью изучения кожных проблем у певцов хора (https://doi.org/10.1111/cod.13582).
Поводом послужило требование хористов проследить связь между появлением у них сыпи и нанесением ароматного синего грима в рамках одного из выступлений.
34 певцам хора было проведено патч-тестирование, у двоих зафиксировали положительную реакцию на линалоол, содержащийся как минимум в двух используемых в опере косметических продуктах (синий крем и масло для снятия макияжа), еще один артист среагировал на пахучий перуанский бальзам.
В дополнение, у трех работников оперной сцены возникшие проблемы с кожей лица исследователи связали с раздражающим действием макияжа у лиц с чувствительной кожей без явлений контактной аллергии.
Полученные результаты с рекомендациями по усилению контроля над качеством косметики были направлены руководству учреждения культуры, а принятые меры спасли оперный театр от отмены представлений.
Вот такие нешуточные страсти могут кипеть за кулисами.
А на сцене – вечный Вагнер, бессмертные боги и волшебные существа. И все это в самом центре оперного искусства – Лейпциге.