Сразу скажу, добраться до этого места в северном пригороде датской столицы было непросто. Сначала воскресный поезд, идущий на Хельсингер, довез меня до станции Ордруп. Ожидать местного автобуса не имело смысла: в выходные они здесь большая редкость.
Я пересек несколько кварталов милой одноэтажной застройки и оказался у ворот ордрупского кладбища. Пройдя по его центральной аллее и ознакомившись с традициями датского похоронного дела, я вышел на дорогу, которая, как мне казалось, вела туда, где жизни уже не было.
Через несколько сотен метров случайный прохожий подтвердил, что я двигаюсь в правильном направлении и посоветовал свернуть для ускорения в достижении цели на небольшую лесную просеку. Еще несколько минут, и я прибыл на место.
Музей Ordrupgaard предстал во всей своей красе и гармонии с окружающим его миром. Несколько лет назад у старого классического здания музея – бывшего загородного поместья страхового магната и большого любителя живописи Вильгельма Хансена – появилось удивительное дополнение – антипод, созданный по проекту легендарной Захи Хадид. Он отлит из черного бетона, обрамляющего многометровые стеклянные поверхности, в которых отражается парковый пейзаж, создавая еще большое ощущение интеграции этой современной постройки с ландшафтом.
Входя в здание, попадаешь в некое иное измерение, возникает иллюзия постоянно меняющегося пространства, в котором трудно обнаружить переходы между галереями, залы повторяют изгибы местности, а потолок то поднимается, то опускается по мере вашего перемещения по музею.
В этот день Ordrupgaard предлагал своим посетителям феноменальную выставку “Матисс и эскимосы”. Оказывается, великий живописец-фовист, известный своими яркими эмоциональными картинами с экзотическими женщинами, цветами и южными ландшафтами, на склоне лет устремил свой взор на север и остановил его на эскимосах (инуитах).
Источником вдохновения Матисса были маски инуитов и книги об Арктике датского путешественника Кнута Расмуссена.
Большинство картин, представленных на выставке, были портретами эскимосов. Черные линии силуэта лиц на белом фоне. На мой взгляд, сила этих полотен сокрыта в их простоте.
По воле Матисса цвет кожи эскимосов-персонажей его картин получился ослепительно белым. На самом деле, кожа инуитов, в отличие от цвета кожи населяющих приарктические земли финнов или шведов, желтовато-коричневая. Это делает эскимосов исключением из правила корреляции цвета кожи с географической широтой.
Полагают, что явление адаптации цвета кожи – сложный и длительный процесс, имеющий генетическую основу. Возможно, темный цвет кожи эскимосов, являясь результатом тонкой генетической настройки, служит защите представителей этого народа от чрезмерного воздействия отраженного от снега ультрафиолета.
Тем погожим осенним днем, простившись с Ordrupgaard, я побывал еще в замке Кронборг и кафедральном соборе в Роскилле. Спасибо датским железным дорогам. Они работали безукоризненно.