Я путешествовал по берегам Которского залива, двигаясь с востока на запад.
Стоял декабрь, мертвый сезон, и редкие в эту пору туристы совсем не мешали в полной мере насладиться красотой здешних мест.
Побродить под звон колоколов по венецианским улочкам Котора, посидеть под чем-то хвойным на набережной Пераста, глядя на черные горы и голубые купола церкви Божьей Матери, или неспешно обогнуть турецкую крепость Канли-Кула в Херцег-Нови.
На окраине Херцег-Нови, в самом конце променада, стоит летняя резиденция бывшего югославского лидера Иосипа Броза Тито.
Это четырехэтажная вилла “Galeb”с апартаментами, конференц-залом, бассейном, помещением для принятия грязевых и жемчужных ванн.
А еще с кинотеатром, в котором вождь смотрел свои любимые фильмы про ковбоев, и подземным убежищем на случай атомной войны.
Вокруг дома Тито разбит прекрасный парк из кипарисов, магнолий, кедров и сосен. Маршал любил красивую жизнь.
После смерти Тито в резиденцию и окружающий парк пришло запустение. Времена несгибаемого пожизненного президента прошли, но от “титостальгии” в странах бывшей Югославии по-прежнему страдают многие.
Хоть я и противник тоталитарных режимов, несомненной заслугой югославского руководства явились принятые им меры по ликвидации эпидемии оспы в стране в 1972 году.
Оспа была завезена в Югославию вернувшимся из Мекки паломником, который по приезду на родину перенес инфекцию в легкой форме.
Более тяжелым оказалось течение заболевание у школьного учителя по имени Латиф, заразившегося от нулевого пациента в магазине или на автобусной остановке.
Для уточнения диагноза Латиф преодолел путь в несколько городов и клиник. В отделении дерматовенерологии главной городской больницы Белграда ему диагностировали тяжелую аллергическую реакцию на пенициллин и демонстрировали этот необычный случай коллегам по цеху и студентам.
Когда Латиф умер от профузного кровотечения, а вскоре заболел его брат, диагноз столичных врачей был пересмотрен.
Реакция правительства была быстрой. В стране ввели военное положение. Закрыли границы страны, мобилизовали армию, заблокировали дороги, отели и жилые комплексы превратили в карантинные зоны. В стране было локализовано 25 очагов оспы.
Была начата массовая кампания по вакцинации. За десять дней вакцину принудительно получили 18 миллионов человек (из 21 миллиона жителей страны).
Драконовские меры сработали: эпидемия оспы была остановлена через девять недель. Всего болезнью заразились 175 человек, 35 из них умерли.
За весь период эпидемии Тито вообще не появлялся в средствах массовой информации.
Угроза жителям страны была ликвидирована им с применением всех чрезвычайных полномочий и без лишних слов.
Остается неизвестным, был ли вакцинирован сам югославский вождь. Полагают, что да, так как он был очень осторожным человеком и сделать прививку было в его интересах.
Херцег-Нови был последним пунктом в моем путешествии вдоль Которского залива. Здесь этот удивительный “фьорд” заканчивается, впереди – открытое море.
Путешествие в несезон – это, конечно, здорово. Если бы не эти дожди.