В истории дерматологии имеется свой собственный Оскар. Правда, это совсем не награда, а весьма видный уроженец немецких земель Оскар Лассар. Слава и успех сопровождали его практически всю жизнь. Уроженец Гамбурга начал свой медицинский путь, который довольно быстро был прерван Франко-Прусской войной, в университете Гейдельберга. Вернувшись из армии украшенным железным крестом, он продолжил изучать медицину в Гёттингене, Страсбурге, Берлине, и получил докторскую степень в Вюрцбруге в 1872г.
На этом обучение молодого врача не прекратилось - он отправился за самыми актуальными знаниям по биохимии к Феликсу Гоппе-Зейлеру, по физиологии - к Георгу Мейсснеру, работал ассистентом у Юлиуса Фридриха Конгейма в патологическом институте Бреслау. Затем он отправился к Фердинанду фон Гебре в Вену, чтобы подготовиться к своей будущей специальности, а затем в 1878г. отправился в Берлин, где некоторое время работал ассистентом в кожной клинике Шарите при Георге Левине. Но два принципиально разные по натуре врача не смогли долго работать вместе.
Когда Лассар начал свою карьеру в Берлине, дерматология была на задворках медицины - по меткому выражению историка медицины начала XX века, дерматология была «Золушкой». И Лассар сыграл одну из ведущих ролей в подъёме уровня берлинской школы. Покинув отделение Левина в Шарите, Лассар не мог рассчитывать на какое-либо ещё место в государственной медицине в Берлине. Частная медицина, представленная единичными практикующими врачами не удовлетворяла его запросам. Лассар решил работать на себя и основал частную клинику, которую совершенствовал год за годом. Опыт работы и учёбы у лидеров своих направлений давал представление о том, как должен выглядеть образцовый институт.
Проявив себя гениальным организатором, он легко преодолевал бесчисленные трудности, которые возникали при создании и обслуживании института в помещениях, не предназначенных для этой цели. Также он никогда не был удовлетворен тем, что было создано, постоянно пытадся использовать все технические достижения, т.о. он создал институт, который для большинства государственных и частных специализированных клиник был просто образцовым.
С самого начала своей карьеры он отдавал должное методам физиотерапии, клиника Лассара проложила путь к курортному и физиолечению (в т.ч. различным видам лечения электрическим током). Для своей образцовой клиники он собирал всё новое и передовое, например, первым в Берлине нанял бактериолога в свою клинику, начал проводить фотолечение по методу Финсена и применять рентгеновскую установку с терапевтическими целями.
Его организаторские навыки нашли своё применение в научной деятельности. Его врачебная слава, основанная на природном и невоспроизводимом искусстве общения и лечения, привлекали до 15000 пациентов в год. Массив данных его пациентов стал объектом научной работы. Лассару достался редкий талант врачей использовать массовый медицинский материал в интересах науки. Как исследователь он внёс большой вклад в литературу по дерматологии в той её части, что касалась практических моментов и, главным образом, лечения.
Его многочисленные публикации клинических случаев и лекарственных средств лишь иногда прерывались экспериментальными исследованиями щёлочных свойств крови, лимфотока при застойных явлениях и воспалениях, инфекционной природы некоторых заболеваний волос. В связи с тем, что терапия кожных заболеваний отставала от диагностики, Лассар обратился к изобретению новых лекарств. В 1888г. увидела свет его работа «Салициловые пасты», в которой среди прочего была упомянута цинковая паста, получившая широкое распространение.
В своей клинике Лассар развил также и обширную педагогическую деятельность. К нему приезжали студенты и коллеги со всего мира, которым он мог предоставить очень обширную медицинскую практику, состоящую из всех слоев населения. Его основное внимание было уделено правильной демонстрации пациентов. Для сохранения и демонстрации редких болезней Лассар применял последние достижения фотографии. Признавая высокую ценность восковых моделей для обучения дерматологии, он нанимал художника и даже брал его с собой в поездки. Так из поездки в Скандинавию по случаю открытия мемориальной доски Даниелю Даниельссену, он привез домой многочисленные восковые изображения лепры. Его коллекция восковых муляжей не уступала таковым в Общей больнице Вены и больнице св.Людовика. Благодаря своей работе он стал всемирно востребованным специалистом, а его риторический и дидактический талант сделали его популярным академическим учителем. В 1880г. он стал приват-доцентом, а двенадцать лет спустя стал экстраординарным профессором дерматологии.
В 1886г. он предложил создать Берлинское дерматологическое общество. Это было не очень просто, т.к. выдающиеся врачи Георг Левин и Генрих Кёбнер не горели желанием устраивать собрания, инициированные представителем негосударственной медицины и даже не входящим в постоянный штат университета Лассаром. Первые годы Лассар старался держаться в тени, занимаясь организаторской работой и предоставляя своё современное медицинское оборудование.
В 1892г. Лассар вместе с Паулем Унной и Гансом фон Геброй создали «Ежемесячный журнал практической дерматологии» и сформулировали его цель: «Настоящий ежемесячный журнал служит для врачей, посвящающих себя дерматологии и венерическим болезням, и служит возможности публиковать короткие, важные сообщения, чья главная цель… должна фокусироваться на разборе практических, прикладных экспериментов и перспективах… любыми возможными путями, компактность изложения будет служить интересам читателя и автора». Ведя активную деятельность, очевидно, Лассар держал в голове, что когда директор кожной клиники Шарите Георг Левин уйдёт в отставку, то его место достанется ему. Но поддерживаемый факультетом, всесильный Фридрих Альтхофф, министр духовных, учебных и медицинских заведений Пруссии, был против такого назначения, и в 1896г. кожную клинику Шарите возглавил Эдмунд Лессер.
Одним из начинаний Лассара, оставшимся в истории медицины, было основание в 1899г. Немецкого общества содействия общественным баням, которое занималось пропагандой гигиенических норм и организацией общественных душевых ванн по доступной цене. Одним из лозунгов данной организации был «Еженедельная ванна для каждого жителя Германии».
Литературный талант Лассара нашёл своё применение как в научно-популярной литературе - «Общественное здравоохранение и человеческое общество в их взаимосвязи», «Медицинское исследование женщин», «О домашнем здравоохранении», «Эстетика в медицине», так и в художественной. Он преуспел в написании новелл и рассказов, но наибольший успех имели его «Рассказы и стихи для маленьких детей».
По отзывам современников Лассар обладал гармоничной и яркой личностью, наделённой ясной, сознательной волей, жизненной силой и лидерством, и необычайной умственной приспособляемостью. Он был умён и проворен, одарён тонким пониманием общественной жизни и людей и, в частности, необычайной способностью распознавать их слабости. Лассар был в курсе всех культурных мероприятий Берлина. Он был в столь хороших отношениях с коллегами, что даже ходила шутка: «Дважды в год Лассар приглашал всех врачей, которые отправляли к нему пациентов, на завтрак с шампанским». Лассар не жалел финансов для науки, для общего благосостояния и для своих коллег, доказательством чему являются различные, очень дорогостоящие эксперименты и дары берлинскому медицинскому обществу, гостеприимство в доме и за его пределами. Он пользовался большой популярностью среди своих коллег, ведь он был любезен со всеми, старался быть любезным и, по возможности, полезным.