Пирсинг использовался с античных времен с целью украшения, для участия в некоторых ритуалах, а также для того, чтобы обозначить свою принадлежность к определенному социальному классу или этнической группе.
В настоящее время популярность пирсинга приняла, по крайней мере в некоторых странах, весьма внушительный размах. В основном это отмечается среди молодежи, в том числе и как способ самовыражения: подростки и молодые люди обоего пола прокалывают все, что можно и, казалось бы, нельзя.
Еще в 2005 году R.J. De Moor и соавт. указывали на возможные нежелательные последствия пирсинга, в первую очередь в «нетрадиционных» местах. К последним я бы отнесла пирсинг языка и уздечки, верхней и нижней губы. Нежелательные последствия от прокола этих локализаций обусловлены перфорацией вместе с кожей также и слизистой оболочки. Не последнюю роль играет также и факт постоянного ношения пирса.
Среди молодежи был проведен опрос, в результате которого выяснилось, что более 70% молодых людей не были проинформированы медицинским персоналом (дерматологами, косметологами, стоматологами) о возможных рисках для здоровья.
Спектр нежелательных последствий пирсинга, в зависимости от локализации, достаточно широк: от дерматита различной степени выраженности до дефектов зубной эмали, трещин зубов, гингивита вплоть до рецессии десен от 1-2 до 4 мм со всеми вытекающими последствиями.
Согласно данным литературы, пирсинг, затрагивающий слизистые оболочки, может способствовать передачи таких вирусов, как HIV, HAV, HBV, HCV и Эпштейна-Барра. Кроме того, были описаны случаи развития эндокардита и так называемой ангины Людвига.
К отдаленным осложениям пирсинга, захватывающего слизистые оболочки, относятся утолщение уздечки, раздвоение языка (этому способствует также тот факт, что более 50% подростков и молодых людей с пирсингом языка страдают онихофагией), атипичная невралгия тройничного нерва, гипертрофические или келоидные рубцы, прогрессирующая патология височно-нижнечелюстного сустава.