В день моего приближения к Антверпену ярко светило сентябрьское солнце. Перелистывая отпечатанный на домашнем принтере путеводитель, я скрывался от внешнего мира за оконной шторой и мечтал о том, чтобы эта звезда поскорее скрылась за облаками или превратилась ненадолго в гигантский алмаз, а потом вспыхнула вновь.
Прибыв на привокзальную площадь и пройдя через ворота-пагоду с каменными львами у основания, я оказался в антверпенском Чайна-тауне, на северной границе которого запланировал остановиться на несколько дней. Богатая розница китайского квартала предлагала разнообразные ориентальные товары, продукты, галантерею и проч.
Среди многочисленных лавок не было только книжных. Интересно, помнят ли жители Чайна-тауна о том, что бумагу изобрел Цай Лун, а первая в мире печатная книга “Алмазная Сутра” была издана именно в Китае 11 мая 868 года?
На следующий день я отправился на противоположную от железнодорожного вокзала сторону, к алмазному кварталу. На подходе к нему драгоценные(?) камни в витринах принялись бессовестно манить, приглашая зайти внутрь бесконечных ювелирных торговых точек.
В самом центре бриллиантового бизнеса с его биржами, банками, мастерскими по обработке алмазов было многолюдно. Двигаясь в потоке прохожих с пейсами и в черных шляпах, я почему-то вспомнил о другом Даймонде.
По имени Луи, отце детской гематологии, первым описавшим синдром аутоэритроцитарной сенсибилизации. Мы, психодерматологи, всегда с большим уважением относились к этому ученому-бриллианту.
А дальше моя бумажная карта привела меня к музею Плантена-Моретуса.
В его историческом здании с 1555 года находился офис одного из первых промышленных типографских предприятий. Это был европейский центр книгопечатания, место встречи гуманистов и просвещенных людей.
В типографии Христофора Плантена была напечатана многоязычная библия (Biblia Poliglota), а сам известный печатник долгое время был монопольным издателем церковных книг для испанских владений.
Музейные помещения отделаны старыми кожаными обоями с золотыми узорами и обставлены старинной фламандской резной мебелью. В музее экспонируются уникальные печатные станки, шрифты и множество книг. Мой особый интерес путешественника вызвали географические атласы 16 века.
А вот первая печатная книга (бриллиант!) по дерматологии “О кожных заболеваниях” была издана в 1572 году не в Антверпене, а в Венеции, ее автор Джеронимо Меркуриали.
В своей работе он виртуозно классифицировал все дерматозы в зависимости от их локализации и выделил 2 основные группы: кожные болезни волосистой части головы и дерматозы всей остальной кожи.
Для продолжения темы появился повод отправиться в блистательную Венецию.
Моему домашнему принтеру опять предстоит работа.