Програмные комплексы в практике квд региона
Умаханов А.Х., Гаджимурадов М.Н., Темиров Т.А.
Республиканский кожно-венерологический диспансер МЗ РД, г.Махачкала
Автоматизация всех этапов управления медицинским учреждением – требование современного времени. ЛПУ при этом функционирует в ином качественном режиме. Работу Республиканского кожно-венерологического диспансера Минздрава Республики Дагестан более 3 лет обеспечивают системы современных программных продуктов. Их создание требует скоординированных длительных усилий поставщиков задач (администрация, отдел статистики, поликлиника, отдел кадров) с одной стороны и разработчиков программ с другой. Они являются продуктом работы всего коллектива клиники. Разработанные автоматизированные информационные системы должны постоянно совершенствоваться. Для компьютерной поддержки управленческой деятельности РКВД была приобретена соответствующая цифровая техники. В настоящее время в РКВД разработаны и функционируют несколько автоматизированных систем управления:
1. «Венера» – учет впервые зарегистрированных больных с ИППП;
2. «Мицелий» – учет впервые зарегистрированных больных с заразными кожными заболеваниями;
3. «Дермастат» – анализ дерматовенерологической службы ЦРБ/ЦГБ;
4. «Кожвен» – показатели кожной и венерической заболеваемости населения Дагестана;
5. «Кадры ДВС» – сведения о врачах–дерматовенерологах;
6. «ASUM–поликлиника» – база данных амбулаторных пациентов, на основании данных которой разработана программа «Анализатор ASUM» по извлечению необходимой информации по заболеваемости населения, анализ посещаемости и т.д.;
Оперативное и точное составление официальных отчетов о заболеваемости это лишь малая часть из того, что дает сегодня автоматизация ЛПУ. Автоматизация дает возможность проанализировать весь лечебно-диагностический процесс, проводимый в ЛПУ. Изменение требований и условий работы РКВД, которые анализируются поставщиками задач (администрацией и сотрудниками клиники) и разработчиком задач, приводят к ежегодному обновлению программных средств. Внедрение автоматизированных информационных технологий требуют на первых порах значительных финансовых затрат, создания новых структурных подразделений. Так в РКВД сформирован отдел автоматизированных систем управления. Применение в практической деятельности лечебного учреждения автоматизированных систем постепенно закладывают основу перехода дерматовенерологической службы на качественно новый уровень, как с точки зрения пациента, так и самих медицинских работников. При практическом проведении работ по компьютеризации ЛПУ необходимо четко представлять, что успех зависит как минимум от взаимоувязанных факторов таких как: наличие соответствующей вычислительной техники; наличие эффективных программных продуктов; наличие кадров, умеющих и желающих работать на ЭВМ с имеющимися программными средствами. Реализация этого фактора не требует больших финансовых затрат, но зависит от продуманной организации, правильного подбора людей и их стимулирования в достижении нужного результата. Следующим этапом развития информационных технологий дерматовенерологической службы Дагестана должно стать развитие системы консультирования пациентов отдаленных (горных) территорий ведущими сотрудниками клиники по средствам телекоммуникационных технологий. Широкое внедрение информационных компьютерных технологий в лечебно-диагностический процесс породило потребность в непрерывном обучении персонала. Прикладные компьютерные программы должны быть активно задействованы в последипломном обучении врачей на кафедре медицинской академии.
Таким образом, в республике, ведется активная работа по формированию единого информационного пространства дерматовенерологической службы, которое направлено на совершенствование системы здравоохранения и качества медицинских услуг населению.