Проблемные вопросы лицензирования медицинской деятельности
Лазарев С.В.
Центр медицинской инспекции Департамента здравоохранения г. Москвы;
Мисюлин С.С.
Некоммерческое партнерство «Содействие объединению частных медицинских центров и клиник», Москва;
Борисов Д.А.
ООО «Медицинский центр «Реднор», Москва
С выходом постановления Правительства РФ «Об утверждении положения о лицензировании медицинской деятельности» от 22 января 2007 г. N 30 возникла закономерная потребность анализа изменений лицензионных требований и условий, опубликованных в данном нормативном документе.
Изменения имеются и коснулись они разных аспектов деятельности.
Во-первых – в постановлении разграничены требования к соискателю лицензии и лицензиату. Если к лицензиату относятся все пункты лицензионных требований и условий (а-л), то к соискателю лицензии - только пункты а,б,в,г,к. В связи с этим соответственно изменяется порядок и объём проверок соискателя лицензии и лицензиата. Во-вторых – появилось определение грубых нарушений лицензионных требований и условий.
Сравнительный анализ лицензионных требований и условий для медицинской деятельности показывает:
1. Лицензионные требования и условия к соискателю лицензии, установленные постановлением Правительства РФ от 22 января 2007 г. N 30 не претерпели изменений в сравнении с предыдущими (Постановление Правительства РФ от 4 июля 2002 г. N 499), кроме увеличения требований к стажу индивидуального предпринимателя с 2-х до 5-ти лет.
2. В новом Положении о лицензировании медицинской деятельности появились дополнительные требования к лицензиатам: ж) соблюдение лицензиатом санитарных правил при осуществлении им медицинской деятельности; з) обеспечение лицензиатом при осуществлении медицинской деятельности контроля за соответствием качества выполняемых медицинских работ (услуг) установленным требованиям (стандартам); и) соблюдение лицензиатом правил предоставления платных медицинских услуг, утвержденных в установленном порядке;
Анализ дополнительных требований и условий к лицензиату, появившихся в постановлении Правительства РФ от 22 января 2007 г. N 30 показал спорность их исполнения, наличие двойных стандартов и непродуманность. Всё это больше указывает на коррупционность, нежели на целесообразность введённых дополнений.