Вход в систему

Номативно-правовое регулирование государственной политики в сфере здравоохранения

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В ВОПРОСАХ ОРГАНИЗАЦИИ ОКАЗАНИЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ДЕРМАТОВЕНЕРОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Кубанова А.А., Кубанов А.А., Лесная И.Н., Мартынов А.А.

ФГУ «ГНЦД Росмедтехнологий», г. Москва

В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (Концепция-2020), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, основной целью государственной политики в области здравоохранения на период до 2020 года станет формирование системы, обеспечивающей доступность медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям медицинской науки. В Концепции-2020 сделан акцент на достигнутых положительных результатах внедрения и необходимости дальнейшей разработки современных медицинских технологий, благодаря которым повышаются возможности управления заболеваемостью населения. Сегодня отечественная дерматовенерология может с уверенностью констатировать значительные положительные результаты реализации мероприятий подпрограммы «Инфекции, передаваемые половым путем» Федеральной целевой программы «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007-20011 годы)». Программа мониторинга антибиотикорезистентности гонококка, выполняемая на территории Российской Федерации, признана мировым сообществом и известна под названием RUGASP (Russian gonococcal antimicrobial susceptibility programme). На состоявшемся в мае—июне 2009 г. в Швеции совещании Восточно-Европейского комитета общественного здоровья была подчеркнута активная позиция Российской Федерации в ее выполнении, высокий организационный и методический уровень, который обеспечивается Государственным научным центром дерматовенерологии.

В соответствии с Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. №1663-р, развитие здравоохранения будет ориентировано на реализацию прав и потребностей человека в этой сфере, строиться на принципах открытости, конкурентности, использования современных технологий и стандартов качества. Правительством Российской Федерации обозначены 6 основных направлений развития здравоохранения на среднесрочную перспективу:

    1. 1. Обеспечение государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи и совершенствование страховых принципов.

      1. Осуществление структурных преобразований в здравоохранении.

      2. Повышение открытости управления организациями здравоохранения.

    2. 4. Обеспечение населения специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощью.

      1. Улучшение лекарственного обеспечения.

      2. Укрепление кадрового потенциала и материально-технической базы.

 

В деятельности специализированных медицинских учреждений дерматовенерологического профиля наибольшее развитие получат следующие направления:

  • конкретизация государственных гарантий в отношении видов, объемов, порядка и условий оказания бесплатной и платной медицинской помощи;

  • совершенствование системы стандартизации в области здравоохранения с целью внедрения современных медицинских технологий оказания медицинской помощи при наиболее распространенных заболеваниях и заболеваниях, наносящих наибольший ущерб здоровью населения и социальному благополучию страны;

  • поэтапный переход к эффективным способам оплаты медицинской помощи на основе обоснованных тарифов в зависимости от качества ее оказания и объемов;

    1. • внедрение преимущественно одноканального финансирования организаций здравоохранения и осуществление оплаты медицинской помощи по полному тарифу за счет средств обязательного медицинского страхования;

      • снятие ограничений по доле платных услуг в общем доходе учреждений здравоохранения, что будет способствовать легализации платежей граждан за оказание медицинских услуг;

      • расширение хозяйственной самостоятельности бюджетных медицинских учреждений и преобразование их части в автономные (к 2012 году до 15-20% учреждений);

      • обеспечение доступности для населения эффективных технологий оказания медицинской помощи на всех ее этапах;

      • создание условий для преимущественного оказания специализированной дерматовенерологической помощи на уровне амбулаторно-поликлинических медицинских учреждений, развитие стационаров на дому и дневных стационаров, а также повышение роли профилактического лечения лиц, состоящих в группе риска по социально значимым заболеваниям;

      • оптимизация стационарной помощи, оказываемой населению на основе интенсификации занятости дерматовенерологической койки;

      • усиление роли профессиональных общественных ассоциаций в обеспечении процессов сертификации и аттестации медицинских работников, разработке стандартов медицинской помощи, контроля качества медицинской помощи, оценке ее эффективности;

      • развитие инновационной деятельности медицинских и научных организаций для разработки и внедрения эффективных медицинских технологий;

      • обеспечение потребности населения в получении высокотехнологичной медицинской помощи на основе государственного задания, финансирование которого осуществляется с учетом всех необходимых расходов (по полному тарифу) на оказание этого вида помощи;

      • увеличение государственных инвестиций, направленных на укрепление материально-технической базы медицинских организаций для оснащения их современными лечебно-диагностическим медицинским оборудованием и техникой в соответствии со стандартами оснащения, обеспечивающими качественное оказание медицинской помощи, развитие информатизации, электронного документооборота и телемедицины;

      • формирование правовой базы, обеспечивающей защиту прав пациентов, и страхование профессиональной ответственности работников здравоохранения, рискующих причинить вред своему здоровью при выполнении служебных обязанностей;

      • развитие медицинской науки и инноваций в сфере здравоохранения, повышение квалификации медицинских работников и создание системы повышения мотивации к качественному труду.

 

Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации для достижения цели государственной политики в области здравоохранения на период до 2020 года, а также реализации Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года осуществляется комплекс мероприятий, направленных, в том числе, на повышение качества и доступности специализированной дерматовенерологической помощи населению Российской Федерации. В течение 2008 года Минздравсоцразвития России был подготовлен пакет нормативных правовых актов и методических документов, определивших новые подходы в развитии отечественного здравоохранения, в том числе — специализированной дерматовенерологической помощи.

В целях реализации государственной политики в сфере здравоохранения, повышения роли научных, образовательных медицинских учреждений и общественных организаций в области охраны и укрепления здоровья населения, усиления их ответственности за состояние и развитие системы здравоохранения приказом Минздравсоцразвития России от 5 ноября 2008 г. № 622 создан Экспертный совет в сфере здравоохранения, утвержден его персональный состав, определены его функции, полномочия, порядок работы и внутренняя структура.

Экспертный совет в сфере здравоохранения — совещательный орган Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Основными принципами его деятельности являются коллегиальность, компетентность, гласность, независимость, соблюдение норм профессиональной этики. Экспертный совет в сфере здравоохранения возглавляет Министр здравоохранения и социального развития Российской Федерации. В состав Экспертного совета вошли: заместитель Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации; руководители федеральных служб и агентств, находящихся в ведении Минздравсоцразвития России; Вице-президент Российской академии наук, Президент Российской академии медицинских наук; Председатель совета ректоров медицинских и фармацевтических вузов России; руководители департаментов Минздравсоцразвития России; главные внештатные специалисты, в том числе — главный внештатный специалист-дерматовенеролог Минздравсоцразвития России, — академик РАМН, д.м.н., профессор А.А.Кубанова.

Основными задачами Экспертного совета в сфере здравоохранения являются: а) участие в разработке порядков оказания отдельных видов (по профилям) медицинской помощи и стандартов медицинской помощи при конкретных заболеваниях и состояниях;

б) участие в разработке предложений по совершенствованию системы оценки качества медицинской помощи, оказываемой населению;

в) экспертная оценка новых методов профилактики, диагностики, лечения, реабилитации и медицинских технологий;

г) участие в выборе приоритетных направлений научных медицинских исследований, их организации и координации;

д) участие в разработке предложений по оптимизации управления медицинскими кадрами, участие в реализации основных направлений кадровой политики:

  • участие в комплексной оценке кадрового обеспечения: уровня подготовки врачей, рациональности их размещения, профессионально-должностной структуры и эффективного использования медицинских кадров;

  • участие в определении кадрового профиля для каждого субъекта Российской Федерации;

  • участие в разработке прогноза развития кадрового потенциала здравоохранения;

 

• участие в планировании и организации кадрового обеспечения здравоохранения по медицинским специальностям; е) участие в разработке порядка и условий занятия профессиональной (медицинской и фармацевтической) деятельностью.

Структурой Экспертного совета предусмотрено создание профильной комиссии по специальности «дерматовенерология». Персональный состав профильной комиссии Экспертного совета в сфере здравоохранения Минздравсоцразвития России по специальности «дерматовенерология» (далее — профильная комиссия по специальности «дерматовенерология») утвержден Минздравсоцразвития России в установленном порядке. В состав профильной комиссии включены главные внештатные специалисты дерматовенерологии органов управления здравоохранением 73 субъектов Российской Федерации, директора профильных научных организаций, ведущие ученые и специалисты, представители профессиональных медицинских обществ и ассоциаций по специальности. Председателем профильной комиссии по дерматовенерологии назначен главный внештатный специалист-дерматовенеролог Минздравсоцразвития России, — академик РАМН, д.м.н., профессор А.А. Кубанова.

В соответствии с определенными приказом Минздравсоцразвития России от 5 ноября 2008 г. № 622 полномочиями профильная комиссия по специальности «дерматовенерология» участвует в:

  • разработке стратегии развития дерматовенерологии и выработке тактических решений по ее реализации с целью обеспечения современного уровня оказания медицинской помощи и санитарноэпидемиологического благополучия населения;

  • разработке нормативных правовых документов по профилю «дерматовенерология»;

  • организации внедрения современных медицинских и организационных технологий по дерматовенерологии, повышении уровня санитарно-эпидемиологического надзора;

  • формировании номенклатуры специалистов с высшим, послевузовским, средним медицинским и фармацевтическим образованием, специальностей научных работников по дерматовенерологии.

 

Председателем профильной комиссии по специальности «дерматовенерология» создана постоянно действующая рабочая группа по разработке порядка оказания медицинской помощи и стандартов по дерматовенерологии (далее — постоянно действующая рабочая группа по дерматовенерологии). Состав постоянно действующей рабочей группы по дерматовенерологии утвержден Минздравсоцразвития России, в нее входят Председатель профильной комиссии, шесть главных внештатных специалистов органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, три представителя профильных научных организаций, ведущие ученые и специалисты в области дерматовенерологии, представитель Общероссийской общественной организации «Российское общество дерматовенерологов».

Согласно утвержденному Минздравсоцразвития России положению о деятельности заседания профильной комиссии и рабочей группы проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал. Заседание профильной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины членов профильной комиссии, заседание рабочей группы — если на нем присутствуют все члены рабочей группы. В течение 2009 г. запланировано проведение трех совещаний профильной комиссии по специальности «дерматовенерология», из которых два уже состоялось в Самарской области (июнь 2009 г.), Иркутской области (сентябрь, 2009 г.).

В соответствии с утвержденным Председателем Экспертного совета в сфере здравоохранения Перспективным планом работы главных внештатных специалистов Минздравсоцразвития России на 2009 год профильной комиссией был разработан проект Порядка оказания медицинской помощи по профилю «дерматовенерология». Процедура подготовки данного документа от момента подачи предложения до издания Министерством определена соответствующими приказами Минздравсоцразвития России от 15.10.2008 № 564 и от 27.05.2009 № 279.

Проектом Порядка оказания специализированной медицинской помощи больным дерматовенерологического профиля предложено сохранить сформированную к настоящему моменту 5-уровневую систему организации оказания дерматовенерологической помощи: 1-й уровень — доврачебная медицинская помощь, врач общей практики, бригада скорой медицинской помощи, врачи других специальностей; 2-й уровень — врач-дерматовенеролог амбулаторно-поликлинического учреждения; 3-й уровень — врач-дерматовенеролог профильного регионального специализированного медицинского учреждения; 4-й уровень — врач-дерматовенеролог федерального государственного учреждения; 5-й уровень — оказание медицинской помощи за пределами территории Российской Федерации.

В структуре проекта Порядка оказания медицинской помощи по профилю «дерматовенерология» предусмотрены следующие приложения:

Порядок организации медицинской помощи больным дерматовенерологического профиля;

Положение об организации деятельности кожно-венерологического диспансера;

Положение об организационно-методической деятельности кожно-венерологического диспансера;

Положение об организации деятельности амбулаторно-поликлинических подразделений для оказания специализированной медицинской помощи больным дерматовенерологического профиля;

Положение об организации деятельности стационара круглосуточного пребывания для оказания специализированной медицинской помощи больным дерматовенерологического профиля;

Положение об организации деятельности подросткового специализированного центра профилактики и лечения инфекций, передаваемых половым путём;

Положение об организации деятельности врача-дерматовенеролога;

Требования к организации деятельности лабораторий, организуемых в составе медицинских учреждений дерматовенерологического профиля;

Положение об организации медицинской помощи больным лепрой;

Рекомендуемые штатные нормативы медицинского персонала дерматовенерологических подразделений круглосуточного стационара, дневного стационара и для амбулаторных подразделений;

Стандарт оснащения оборудованием лабораторий, организуемых в составе медицинских учреждений дерматовенерологического профиля;

Стандарт оснащения кабинета врача-дерматовенеролога, осуществляющего амбулаторный прием пациентов дерматовенерологического профиля;

Стандарт оснащения стационарного отделения дерматовенерологического профиля;

Стандарт оснащения отделения физиотерапии, создаваемого в структуре медицинского учреждения дерматовенерологического профиля;

Стандарт оснащения подросткового специализированного центра профилактики и лечения инфекций, передаваемых половым путём.

Проект Порядка организации медицинской помощи больным дерматовенерологического профиля был обсужден и одобрен членами профильной комиссии Экспертного совета на совещании, состоявшемся в Самаре (июнь 2009 г.). Проект Порядка был заслушан в Минздравсоцразвития России и рекомендован к утверждению в установленном порядке.

Другим приоритетным направлением развития специализированной медицинской помощи населению Российской Федерации является стандартизация медицинской деятельности. Приказом Минздравсоцразвития России от 11 августа 2009 г. № 410н определен новый механизм подготовки порядков оказания отдельных видов (по профилям) медицинской помощи и стандартов медицинской помощи, в том числе определена структура документов, порядок их разработки и согласования.

К началу 2008 года для обеспечения высокого качества специализированной медицинской помощи было издано 45 федеральных стандартов оказания дерматовенерологической помощи, среди которых: 10 стандартов оказания амбулаторно-поликлинической помощи, 25 стандартов оказания специализированной медицинской помощи, 1 стандарт санаторно-курортной помощи, 9 стандартов оказания высокотехнологичной медицинской помощи. В современных условиях в соответствии с проектом Концепции развития здравоохранения до 2020 года стандарты оказания медицинской помощи необходимы для:

  • гарантии обеспечения населения качественной медицинской помощью;

  • обеспечения связи финансовых показателей с качеством медицинской помощи;

  • создания списка жизненно важных лекарственных средств;

  • формирования регистра стационарных больных (госпитального регистра);

  • управления качеством оказания медицинской помощи;

  • формирования региональных медико-экономических стандартов;

  • создания принципиально новой организационной системы обеспечения населения медицинской помощью.

 

Основу медицинских стандартов составляют требования к выполнению медицинских услуг в рамках определенной модели пациента, выделенной в пределах определенного заболевания, синдрома или клинической ситуации. Разделение медицинских услуг на услуги обязательного и дополнительного ассортимента обусловлено обеспечением равного доступа всех граждан Российской Федерации на получение необходимого объема медицинской помощи. Перечень медицинских (диагностических и лечебных) услуг обязательного ассортимента является обязательным к выполнению на всей территории Российской Федерации и не может быть уменьшен. Критерием включения медицинских технологий в стандарт являются успешные результаты качественных клинических исследований.

В обновленной структуре стандартов медицинской помощи предусмотрены следующие разделы:

  • вид медицинской помощи (первичная медико-санитарная, специализированная, скорая), при которой используется стандарт;

  • перечень диагностических медицинских услуг с указанием количества и частоты их предоставления;

  • перечень лечебных медицинских услуг с указанием количества и частоты их предоставления;

  • перечень используемых лекарственных средств с указанием разовых и курсовых доз;

  • перечень дорогостоящих изделий медицинского назначения (включая импланты, эндопротезы и т.д.);

  • перечень компонентов крови и препаратов с указанием количества и частоты их предоставления;

 

• перечень диетического (лечебного и профилактического) питания с указанием количества и частоты его предоставления. При этом структура стандарта медицинской помощи в каждом случае может быть уточнена исходя из специфики оказания медицинской помощи при конкретных заболеваниях и состояниях.

В соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 11 августа 2009 г. № 410н ведущая роль в подготовке предложений по разработке Порядков оказания отдельных видов (по профилям) медицинской помощи и стандартов медицинской помощи в области дерматовенерологии отведена Департаменту организации медицинской помощи и развития здравоохранения Минздравсоцразвития России и главному внештатному специалисту-дерматовенерологу Минздравсоцразвития России.

С целью рассмотрения порядков оказания отдельных видов (по профилям) медицинской помощи и стандартов медицинской помощи приказом Минздравсоцразвития России от 15 октября 2008 г. № 564 создана специальная комиссия, утвержден ее персональный состав, определены ее функции и полномочия, порядок работы. Комиссия по рассмотрению порядков оказания отдельных видов (по профилям) медицинской помощи и стандартов медицинской помощи является постоянно действующим координационным органом, созданным в целях повышения эффективности медицинской помощи населению и обоснованности разработки порядков оказания отдельных видов (по профилям) и стандартов медицинской помощи при конкретных заболеваниях и состояниях.

На основании результатов изучения данных государственной статистической отчетности, проведенной оценки реализации отдельных мероприятий приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения Минздравсоцразвитем России в течение 2009 г. планируется подготовить 10 проектов стандартов оказания специализированной дерматовенерологической помощи. Среди них четыре стандарта оказания медицинской помощи при дерматозах (атопический дерматит, псориаз, экзема, пузырчатка) и 6 стандартов оказания медицинской помощи при ИППП (сифилис, гонококковая, хламидийная, герпетическая и папилломавирусная инфекции, трихомониаз).

С целью оперативного взаимодействия Минздравсоцразвития России с разработчиками стандартов медицинской помощи создана электронная информационная система по разработке стандартов медицинской помощи. Ответственным исполнителем по подготовке стандартов оказания медицинской помощи по профилю «дерматовенерология» письмом Минздравсоцразвития России от 20 апреля 2009 г. определен Государственный научный центр дерматовенерологии.

В рамках реализации приказа Минздравсоцразвития России от 11 августа 2009 г. № 410н к настоящему моменту оптимизирован порядок разработки стандартов медицинской помощи (приказ Минздравсоцразвития России от 27.05.2009 № 279), предложен к опытной эксплуатации программный продукт в системе Microsoft Access для подготовки и согласования проектов стандартов медицинской помощи в режиме on line. В основе указанного программного продукта заложена матрица стандартов, соответствующая обновленной структуре стандартов оказания медицинской помощи.

Решение задач, направленных на повышение качества подготовки специалистов и реализацию унифицированных программ обучения, к настоящему моменту выделено в отдельное направление развития отечественного здравоохранения. Учитывая, что современная дерматовенерология вплотную приблизилась к освоению принципиально новых направлений, современному врачу необходимы разносторонние знания. Назрела необходимость разработки и утверждения новой модели врачадерматовенеролога, владеющего знаниями и умениями, соответствующими прогрессу и достижениям современной науки.

В соответствии с Перспективным планом работы главного специалиста и поручением Минздравсоцразвития России рабочей группой Профильной комиссии была проведена работа по анализу состояния кадрового обеспечения учреждений дерматовенерологического профиля в субъектах Российской Федерации и по федеральным округам. Анализ состояния кадрового обеспечения проводился с использованием бумажных носителей и электронного программного продукта, размещенного на сайте www. monitoring-ippp.ru.

Согласно представленной информации, по состоянию на 1 января 2009 г., число врачейдерматовенерологов, работающих в специализированных медицинских учреждениях дерматовенерологического профиля государственной формы собственности составило 7157. Показатель обеспеченности врачами-дерматовенерологами на 10 000 населения в целом по Российской Федерации — 0,5; в Центральном ФО — 0,6; Северо-Западном ФО — 0,5; Южном ФО — 0,4; Приволжском ФО — 0,4; Уральском ФО — 0,5; Сибирском ФО — 0,6; Дальневосточном ФО — 0,5.

Потребность во врачах-дерматовенерологах по Российской Федерации составляет 763 специалиста: в Центральном ФО — 404; Северо-Западном ФО — 144; Южном ФО — 70; Приволжском ФО — 39; Уральском ФО — 31; Сибирском ФО — 58; Дальневосточном ФО — 17.

Из общего числа врачей-дерматовенерологов высшую квалификационную категорию имеют 27,4% специалистов, первую — 24,4%, вторую — 8,5%, не имеют аттестационной категории 39,8%.

Преобладающий возраст среди врачей-дерматовенерологов от 40 до 60 лет (46,7%), на возраст от 25 до 40 лет приходится 39,2%, специалисты в возрасте от 60 лет и старше составляют 14,2%.

Последипломное профессиональное образование врачи-дерматовенерологии получали в интернатуре — 50,2%, ординатуре (22,7%) и путем профессиональной переподготовки (27,1%). В течение последних 5 лет на курсах повышения квалификации обучилось 88% врачей.

Число врачей-дерматовенерологов, имеющих ученые степени, составляет в целом по Российской Федерации 289, из них кандидатов медицинских наук — 258, докторов медицинских наук — 31. Звание «заслуженный врач Российской Федерации» имеют 90 специалистов.

Стаж работы по специальности у врачей-дерматовенерологов в среднем 17 лет.

Число врачей клинико-лабораторной диагностики (КЛД), работающих в структурных подразделениях кожно-венерологических учреждений, — 2458 специалистов. У 75% специалистов основная специальность — врач клинико-лабораторной диагностики. На должностях врачей КЛД в субъектах Российской Федерации работают 17% биологов, 8% составляют иные специалисты (фармакологи, педагоги и др.).

Первую и вторую квалификационную категорию имеют 55,3% врачей КЛД, высшую — 24%; не имеют аттестационной категории — 20,7% специалистов. Преобладающий возраст среди врачей, работающих в лабораторно-диагностических подразделениях дерматовенерологических учреждений, — 40-60 лет (70%).

Число врачей КЛД, работающих в структурных подразделениях кожно-венерологических учреждений и имеющих ученые степени, составляет 35, из них кандидатов медицинских наук — 29, докторов медицинских наук — 6.

Потребность специализированных медицинских учреждений дерматовенерологического профиля государственной формы собственности в субъектах Российской Федерации во врачах клиниколабораторной диагностики составляет 553 специалиста.

Число врачей клинических микологов в целом по Российской Федерации — 80. Обеспеченность врачами клиническими микологами в целом по Российской Федерации крайне низкая и составляет 0,005 на 10 000 населения. Обеспеченность врачами-микологами на 10 000 населения в Центральном ФО — 0,008; Северо-Западном ФО — 0,01; Южном ФО — 0,004; Приволжском ФО — 0,003; Уральском ФО — 0,004; Сибирском ФО — 0,004; Дальневосточном ФО — 0,006.

Потребность во врачах клинических микологах в Российской Федерации составляет 125, их них: в Центральном ФО — 49; Северо-Западном ФО — 22; Южном ФО — 8; Приволжском ФО — 7; Уральском ФО — 5; Сибирском ФО — 20; Дальневосточном ФО — 14.

Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации в целях обеспечения реализации единой кадровой политики, повышения эффективности научной и образовательной деятельности в сфере здравоохранения создана Комиссия по рассмотрению вопросов развития кадрового потенциала, научной и образовательной деятельности в сфере здравоохранения. Состав комиссии сформирован из представителей Минздравсоцразвития России, Росздравнадзора, Роспотребнадзора, ФМБА России, Российской академии медицинских наук, федеральных государственных учреждений, государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования. Основные функции комиссии:

  • рассматривает предложения профильных комиссий Экспертного совета Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации в сфере здравоохранения по вопросам развития медицинской науки, образования и кадровой политики;

  • рассматривает и вносит предложения по совершенствованию системы управления кадровым потенциалом отрасли;

  • рассматривает и вносит предложения, определяющие порядок занятия медицинской и фармацевтической деятельностью;

  • рассматривает и вносит предложения об изменениях и дополнениях в номенклатуру специальностей специалистов с высшим и средним профессиональным образованием, а также в номенклатуру специальностей научных работников;

  • рассматривает проекты стандартов профессиональной деятельности специалистов медицинского и фармацевтического профилей;

  • вносит предложения по формированию государственного задания на выполнение научноисследовательских работ подведомственными Министерству научными и образовательными учреждениями, планов научно-исследовательских работ в сфере здравоохранения для нужд Министерства, а также научно-исследовательских работ, выполняемых в рамках федеральных целевых программ;

  • рассматривает результаты государственного задания на выполнение научно-исследовательских работ подведомственными Министерству научными и образовательными учреждениями, результаты научно-исследовательских работ в сфере здравоохранения для нужд Министерства, а также научно-исследовательских работ, выполняемых в рамках федеральных целевых программ и готовит предложения по внедрению полученных результатов в практику здравоохранения;

  • рассматривает материалы об утверждении новых методов диагностики и лечения для применения в медицинской практике.

 

Важной составляющей порядка деятельности данной комиссии, определяющего обеспечение единства кадровой политики в сфере здравоохранения, является предварительное согласование документов, планируемых к рассмотрению на заседаниях комиссии, с профильными главными внештатными специалистами Минздравсоцразвития России.

В рамках деятельности Комиссии Минздравсоцразвития России по рассмотрению вопросов развития кадрового потенциала, научной и образовательной деятельности в сфере здравоохранения планируется пересмотр в приоритетном порядке унифицированных программ обучения в интернатуре и клинической ординатуре по специальности «дерматовенерология».

Приказом Минздравсоцразвития России от 23 апреля 2009 г. № 210н «О номенклатуре специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации» по основной специальности «дерматовенерология» введена новая специальность, требующая дополнительной подготовки, — «косметология». Приказом Минздравсоцразвития России от 7 июля 2009 г. № 415н утверждены квалификационные требования к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения, в том числе отдельно по специальностям «дерматовенерология», «клиническая микология» и «косметология».

Таким образом, к настоящему моменту Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации сформированы принципиально новые подходы к реализации государственной политики в области здравоохранения. Привлечение к разработке проектов нормативно-правовых актов и методических документов федерального уровня специалистов-практиков, хорошо знающих не только достижения, но и проблемы профессиональной деятельности, позволит создавать правовую базу, отвечающую потребностям современного здравоохранения.

Указанные нововведения только в части развития специализированной дерматовенерологической помощи населению Российской Федерации позволят приступить к реализации полного комплекса организационных и финансово-экономических мероприятий, намеченных Правительством Российской Федерации. В целом это будет способствовать качественному прорыву в системе здравоохранения — созданию инновационных разработок в сфере профилактики, диагностики и лечения заболеваний, эффективной системы подготовки и переподготовки медицинских кадров.