Пашинян А. Г., Елистратова И. В., Арутюнян Г. Б.
РГМУ, г. Москва
В соответствии с Конституцией Российской Федерации признание, соблюдение, защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. К числу важнейших конституционных прав относится право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 Конституции РФ).
Отраслевой стандарт ОСТ 91500.01.5000–2001 «Термины и определения системы стандартизации в здравоохранении», утверждённый приказом МЗ РФ от 22 января 2001 г. № 12, определяет медицинскую деятельность как деятельность, направленную на оказание медицинских услуг. Под понятием «медицинская услуга» рассматривается мероприятие или комплекс мероприятий, направленный на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение.
За последние годы значительно увеличилось количество жалоб пациентов в досудебные, следственные и судебные органы на низкое качество медицинской помощи, а также на правонарушения в сфере здравоохранения. В соответствии с Гражданским кодексом РФ медицинская помощь, оказываемая гражданам, квалифицируется как возмездное оказание услуги, правовые отношения пациента и лечебно-профилактического учреждения рассматриваются в соответствии с положениями Закона РФ «О защите прав потребителя».
Закон устанавливает права потребителей (пациентов) на получение услуг надлежащего качества, безопасных для жизни и здоровья, на получение информации об услугах и их исполнителях, на защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
Согласно ст. 6 ЗоЗПП потребитель (пациент) имеет право на своевременное получение необходимой и достоверной информации об услугах. За представление ненадлежащей или недостоверной информации исполнитель несёт ответственность.
В соответствии со ст.12 указанного Закона вред, причинённый жизни и здоровью вследствие конструктивных, производственных, рецептурных и иных недостатков услуги подлежит возмещению исполнителем в полном объёме в независимости от того, состоял ли потерпевший потребитель в договорных отношениях с исполнителем или нет. Закон «О защите прав потребителей» регулирует не только имущественные отношения, но и предусматривает способы защиты связанных с ним личных неимущественных прав (возмещение морального вреда, ст.13). Вышеизложенное свидетельствует, что Закон «О защите прав потребителей» наряду с другими законодательными актами является фактором, гарантирующим права пациентов при оказании медицинских услуг. Нами проанализированы 30 комиссионных и комплексных судебно медицинских экспертиз по врачебным гражданским делам, касающихся деятельности дерматовенерологов.
Выводы: полученные результаты свидетельствуют, что определение причин возникновения дефектов и их правильная медико-правовая оценка представляют большие трудности. Они связаны, с одной стороны, с отсутствием необходимых правовых знаний у медицинских работников, а с другой — отсутствием объективных критериев оценки правильности и полноты лечебно-диагностических процедур.