Известно, что терапия ювенильных гемангиом бета-блокаторами, в частности, пропранололом, является достаточно эффективным методом. На фоне лечения может наблюдаться ряд побочных эффектов, в частности, снижение артериального давления, брадикардия, расстройства сна, сонливость и т.д.
Обычно на фоне приема бета-блокаторов наблюдается телогеновое выпадение волос вследствие более быстрого перехода волосяного фолликула в телогеновую фазу. Кроме того, бета-блокаторы обладают способностью уменьшать выработку инсулиноподобного фактора роста-1 в волосяном фолликуле, то есть одного из основных факторов роста волос.
Однако, были описаны случаи избыточного роста волос на лице и теле на фоне лечения пероральным пропранололом в педиатрической практике.
Препарат назначался в дозах 1 мг на кг массы тела в течение 2 недель, с последующим увеличением дозировки до 2 мг на кг массы тела в сутки.
Через 2 недели, наряду с уменьшением размеров гемангиом, был отмечен также и генерализованный гипертрихоз.
На теле жесткие волосы наблюдались, в основном на коже спины, верхних и нижних конечностей, волосы по типу лануго - на лице и в области верхней губы.
При этом интересно, что волосы на волосистой части головы на фоне лечения не изменились, остались неизмененными и лабораторные показатели, в том числе, и уровень гормонов.
На фоне отмены пропранолола по желанию родителей маленьких пациентов вновь был отмечен рост гемангиом, а в течение двух недель после прекращения лечения ятрогенное избыточное оволосение пришло к норме.
Еще одним интересным моментом явился тот факт, что через 2,5 – 3 года у детей гипертрихоза больше не наблюдалось, гемангиомы постепенно разрешались, но полностью не исчезали.
Существует предположение, что пропранолол блокирует влияние внешних стимулов на рецепторы к эпидермальному фактору роста, таким образом препятствуя прекращению фазы анагена. Аналогичный механизм лежит также в основе развития избыточно длинных ресниц (трихомегалии).