Самое простое и наиболее значимое различие между “традиционным” и ”современным” искусством состоит в том, что первое пыталось имитировать внешний вид людей, различные предметы и сцены, а последнее – нет.
Традиционное искусство принято считать репрезентативным или “реалистическим”, современное же либо умышленно искажает образы, либо полностью (как, например, в абстрактном искусстве) отказывается от них.
Другой характеристикой традиционного искусства, очень тесно связанной с его натурализмом, является высокий уровень ремесленных навыков, которых оно требовало. Эти навыки заключались в точном воспроизведении деталей: кружев, атласа, бархата, перьев, телесных тонов и т.д.
Современное искусство отождествляется с полномасштабным наступлением против такого рода мастерства. Это искусство, которое нередко вызывает возмущенные возгласы типа “мой ребенок может нарисовать лучше”.
На протяжении веков красота (в т.ч. женской обнаженной натуры) и гармоничность форм являлись теми ценностями, к которым должно было стремиться искусство.
Современные авторы разрушают эту традицию и нередко вступают в острейшее противостояние с длительно существовавшими канонами.
Своеобразным переломным моментом между старым и новым можно назвать написанную в 1907 году картину Пабло Пикассо “Авиньонские девицы”, одно из самых значимых произведений, давшее начало такому модернистскому направлению как кубизм.
Это картина маслом на холсте. Она выставлена в Музее современного искусства в Нью-Йорке.
Название картине дал друг художника Андре Салмон: каррер д’Авиньо в Барселоне славилась своими публичными домами.
На холсте изображены пять обнаженных женщин, по всей видимости, проституток. Внешний вид трех из них навеян увиденной художником в Лувре древней иберийской скульптурой, две другие героини картины получили от Пикассо головы, похожие на африканские маски. Тела всех женщин визуализируются с помощью плоских угловатых цветных плоскостей с небольшим затенением или моделированием.
В “Авиньонских девицах” художник изображает женщин, лишенных красоты и привлекательности. Здесь Пикассо отошел от классического идеала обнаженного тела, заменив его образами агрессивных сексуальных и опасных существ.
Большинство критиков полагает, что эта работа Пикассо – воплощение его страха перед опасностью заразиться венерической болезнью. Возможно, это чувство было рождено смертью от сифилиса одного из знакомых Пабло.
Путем создания картины художник пытается разрешить свои конфликты с окружающим миром: страх перед недугом и возникающее в связи с этим отвращение к женскому телу с одной стороны и естественное страстное желание с другой. Это своего рода проговаривание в искусстве личного жизненного кризиса.
Хотя “Авиньонские девицы” – это картина о проститутках и проституции, существует мнение, что в ней Пикассо протестует не столько против сексуальной безнравственности, сколько против сущности самой жизни с ее болезнями, уродствами, безжалостностью.
Картина, которая произвела революцию в искусстве, стала выражением гнева ее автора по поводу превращения секса и жизни в товар.
Вот так все неоднозначно с этими обнаженными женщинами с барселонской каррер д’Авиньо. Может быть, чей-то ребенок и нарисовал бы их лучше, но вряд ли в своей работе сумел так много зашифровать.
А может критики, которые до сих пор не прекращают заниматься анализом “Авиньонских девиц”, приписывают этой работе Пикассо несуществующий смысл и таким образом навязывают свои сомнительные суждения неопытной публике?