С внедрением в нашу практику биологических препаратов и малых молекул стали появляться сообщения о регистрации сифилиса на фоне лечения ингибиторами фактора некроза опухоли, ингибиторами интерлейкинов-12,23.
Uslu U. et al выявили вторичный сифилис у 19-летнего пациента с псориатическим артритом, получающего устекинумаб (doi:10.1111/ced.13189).
Заражение произошло за 6 недель до начала биологической терапии.
На момент осмотра сифилитические высыпания в виде нескольких красных шелушащихся с четкими границами папул, имитирующими псориаз, были локализованы на коже лица.
Пациенту был назначен цефтриаксон 2 грамма 1 раз в сутки внутривенно, 18 дней, с полным регрессом высыпаний в течение 1 месяца, с последующим переводом на КСК.
Другой, более запутанный, случай был представлен нашими японскими коллегами Asahina A. et al на страницах The Journal of Dermatology.
При смене, связи с ускользанием эффекта, этанерцепта на адалимумаб у 56-летней пациентки с ревматоидным артритом было отмечено появление псориазиформных ладонно-подошвенных высыпаний, которые были расценены как парадоксальный побочный эффект на новый препарат.
Гистопатологическая картина была неспецифичной для вторичного сифилиса: псориазиформный акантоз и фокальная вакуольная дегенерация базального слоя с лимфоцитарной инфильтрацией.
Неэффективность топических стероидов послужила поводом для возвращения к терапии этанерцептом. Обострение сыпи при назначении последнего, а также поступившая информация о вторичном сифилисе у полового партнера навели на мысль о ладонно-подошвенных сифилидах.
Результат РПГА, титр 1:10240, подтвердил диагноз. Пациентке был рекомендован пероральный амоксициллин с быстрым разрешением высыпаний.
Мы также наблюдали пациента с перенесенным около 20 лет назад сифилисом в анамнезе, у которого на фоне проводимой по поводу псориаза терапии гуселькумабом наблюдался рост титра по нетрепонемному тесту при нормальных показателях анализа цереброспинальной жидкости.
Больному был назначен трехнедельный курс дополнительного лечения в виде инъекций внутримышечного цефтриаксона.
Биологическую терапию связывают с повышенным риском развития инфекционных заболеваний.
В связи с этим логичен вопрос о возможном влиянии этих иммуносупрессантов на течение/реактивацию сифилитической инфекции. Этот вопрос пока находится без ответа.
На мой взгляд, будет не лишним проведение серологических тестов на сифилис перед началом терапии биологическими препаратами, а также при появлении новых парадоксальных(?) высыпаний.