Я горжусь тем, что учился в одной из лучших школ города.
Ее еще довоенное вытянутое в линию здание располагалось на главной улице.
Большие окна всех учебных классов были обращены на ласковый юг, а свет в длинные школьные коридоры и в комнату-штаб пионерской дружины проникал с суровой северной стороны.
На внушительном пришкольном участке росли гигантские тополя и кусты сирени.
Помню, как в дни летней практики, после высадки в открытый грунт кустов петуньи гибридной и бархатцев мелкоцветных, мы любили спрятаться от палящего сибирского солнца под кронами школьных деревьев и обсудить красоту окружающего нас мира.
Но далеко не всем школам на нашей планете так повезло с местонахождением и пришкольной территорией.
Например, в ряде школ американского города Остин, что в южном штате Техас, учащиеся порой не могут найти уголка, чтобы укрыться в тени деревьев.
Наши заокеанские коллеги, воспользовавшись общедоступной географической информационной системой GIS, определили площади, охватываемые тенью от деревьев, в кампусах 112 остинских школ и сообщили о явной проблеме с озеленением (doi.org/10.1111/pde.15536).
Погружаясь в тему, они установили очень интересную корреляцию.
Оказалось, что чем больше школьников в учебном заведении получали бесплатное/льготное питание, т.е. происходили из семей с низким достатком, тем менее тенистым был пришкольный участок.
Так о себе вновь напомнила социальная несправедливость.
Сомнений нет, роль тени в профилактике солнечных ожогов, рака кожи, обострений свето-, теплочувствительных дерматозов очень важна.
Более того, деревья – это свежий воздух, эстетика и позитивное влияние на психическое состояние детей/подростков и уважаемых товарищей взрослых.
Хочется верить, что процесс озеленения школ (независимо от их местонахождения и материального статуса родителей учащихся) будет важным элементом нашей культуры, и в тени школьных деревьев, в безопасности, ученики всегда смогут найти место, чтобы отдохнуть и поговорить о красоте окружающего нас мира.