Используемые в практике шкалы для определения типов цвета кожи человека (в том числе предложенное Т. Фицпатриком деление в зависимости от чувствительности кожи к ультрафиолету) носят субъективный характер, неточны и произвольны.
Нередко они делают акцент на принадлежности к определенной расе и не отражают истинного человеческого разнообразия.
В наше время, когда ущемление прав людей с иным цветом кожи воспринимается как никогда болезненно, возникла необходимость в научно обоснованном и инструментально подтвержденном исследовании, позволяющем решить столь щекотливый вопрос.
Все-таки визуальное восприятие цвета кожи посредством глазных фоторецепторов зависит и от степени освещенности, и от социально-культурных факторов, и от особенностей зрения наблюдателя (ведь он может страдать дальтонизмом или нарушением трихроматического зрения).
Чтобы устранить “субъективный человеческий фактор”, наши зарубежные коллеги обратились к достижениям в области медицинской техники и дали количественную оценку цвету кожи человека с помощью колориметров и спектрофотометров.
С использованием этих инструментов проводилась оценка цветовой гаммы кожи внутренней поверхности рук в различных людских популяциях (doi.org/10.1111/bjd.21277).
Измерения сводились к определению меланинового индекса (МИ) – оптического параметра кожи, связанного с содержанием в ней меланина.
Новую шкалу назвали Эумеланиновой Шкалой Цвета Кожи Человека (EHSCS).
В зависимости от значения МИ в EHSCS выделяют пять типов кожи: эумеланин низкий (МИ<25), эумеланин средний низкий (МИ 25-50), эумеланин средний (МИ 50-75), эумеланин средний высокий (МИ 75-100) и эумеланин высокий (МИ>100).
“Почему EHSCS получила такое название?” – спросите вы.
Ответ прост: центральное описательное слово новой шкалы эумеланин – доминирующий хромофор человеческой кожи.
К счастью, это редкое слово пока лишено социальной коннотации, в то время как меланин воспринимается как атрибут пигментированной кожи.
Что ж, в наше непростое время всегда важно помнить о политкорректности.