О наложенном мозаицизме

При аутосомно-доминантных заболеваниях кожи хорошо известной формой мозаичного поражения является простой сегментарный мозаицизм (ПСМ), вызванный очень ранней постзиготной новой мутацией у в целом здорового эмбриона.

ПСМ является отображением гетерозиготности.

В пределах пораженного сегмента заболевание, как правило, развивается по классическому сценарию, со сроком начала и течением характерным для несегментарного фенотипа.

Концепция наложенного мозаицизма (НМ) при нейрокожных синдромах была предложена известным немецким дерматологом Happle R.

В случае НМ у эмбриона, являющегося гетерозиготным по данному заболеванию, на очень ранней стадии развития может произойти постзиготное явление потери гетерозиготности (LOH), приводящее к потере соответствующего аллеля дикого типа, что дает начало гомозиготной или гемизиготной клетке.

Сегментарный рост возникшего мутантного клона вызывает выраженное мозаичное поражение, накладывающееся на несегментарный гетерозиготный фенотип того же заболевания.  Другими словами, высыпания в сегменте с НМ будут выделяться более яркой, тяжелой симптоматикой по сравнению с остальной пораженной заболеванием кожей.

При нейрофиброматозе 1 типа феномен НМ встречается чаще ПСМ.

Все плексиформные нейрофибромы, гигантские гиперпигментированные полосы с кожными или подкожными нейрофибромами, линейные высыпания больших подкожных нейрофибром у больных классическим нейрофиброматозом 1 типа следует рассматривать в контексте НМ.

При туберозном склерозе происхождение значительных участков “шагреневой” кожи, фиброзных бляшек кожи лба, фиброматозных высыпаний на волосистой части головы, а также сегментарных зон гипомеланоза, врожденной сегментарной лимфедемы и сегментарного липоматоза объясняют феноменом НМ (doi.org/10.1111/jdv.16603).

НМ описан при синдроме Горлина, синдроме PTEN-гамартом, нейрофиброматозе 2 типа, синдроме Legius и др.

Определение различий ПСМ и НМ имеет практическое значение при генетическом консультировании. При ПСМ вероятность передачи мутации следующему поколению слегка превышена, в то время, как при НМ риск развития несегментарного заболевания возрастает до 50%.

Уверен, все мы на практике встречались с клиническими проявлениями НМ. Обладая знаниями о данном феномене, мы приобретаем шанс не только описывать, но и объяснять, прогнозировать заболевание у наших пациентов.

Средний рейтинг: 4.6 (14 votes)