Изображения клинических случаев занимают одно из ведущих мест в изучении дерматологии и нашей врачебной практике. Нередко они помогают в постановке диагноза и определении дальнейшей тактики в отношении того или иного пациента.
Лауреат Нобелевской премии по экономике Даниэль Канеман утверждает, что в условиях неопределенности человек, полагаясь на свой опыт и вспоминая схожие случаи, склонен делать собственные интуитивные оценки.
Формирование такой “эвристической” реакции помогает в принятии решений.
При постановке диагноза мы, дерматологи, как правило, руководствуемся нашим зрительным опытом, приобретенным в клинике, при чтении иллюстрированных книг и журналов по дерматологии или при общении на профессиональных веб-сайтах.
Неслучайно, что дерматологическая фотография занимает особое место в нашей специальности и является бесценным инструментом в работе дерматолога.
Спору нет, медицинская фотография должна отвечать целому ряду требований.
С одной стороны, очень важны информативность и качество снимков. Важно, чтобы они не искажали, а достоверно передавали клиническую картину.
Правильная экспозиция, точная фокусировка, использование вспышки, фильтров, устранение отвлекающих факторов, ориентация камеры по отношению к пораженной части тела – все эти техники имеют значение для получения качественных изображений, которые можно использовать не только при уходе/наблюдении за пациентом, но и в докладах/публикациях.
С другой стороны, важным аспектом является соблюдение медико-правовых и этических норм. Дерматолог должен проинформировать пациента о цели получения любого клинического изображения.
В тех случаях, когда по дерматологической фотографии прямо или косвенно можно идентифицировать пациента, для дальнейшего использования изображений необходимо получить информированное согласие пациента и его разрешение на демонстрацию фото в образовательных или научных целях.
Следует также соблюдать осторожность при обмене медицинскими изображениями в профессиональных группах в социальных сетях. Важно помнить, что через социальные сети, информация может преодолеть рамки сугубо профессионального общения и выйти в публичное измерение.
Конечно, я тоже увлекался/увлекаюсь медицинской фотографией. К сожалению, порой не всегда есть возможность задуматься о правильности экспозиции или устранить отвлекающие факторы. Но с фокусировкой пока вроде все нормально.
Всякий раз я спрашиваю пациентов об их согласии на фото. У кого-то это вызывает интерес, кому-то безразлично, лишь в редких случаях я получаю от них отказ.
Несколько лет назад я стал одним из победителей фотоконкурса, организованного EADV News. Перед вами изображение первичной анетодермии, принесшее победу в этом состязании.