Об андрогенетической алопеции написано много статей, для ее лечения - выпущено великое множесто фармацевтической, парафармацевтической и кометической продукции. И в этом безбрежном, многобещающем и поэтому привлекательном море средств очень легко потерять ориентир. В первую очередь потому, что нет единых, структурированных рекомендаций по лечению и предотвращению прогрессирования этого состояния.
Интересен тот факт, что, несмотря на выраженное негативное влияние андрогенетической алопеции на на качество жизни и психоэмоциональную сферу, M. Alfonso с соавторами обратили внимание на то, что из 4 пациентов только 1 обращается за квалифицированной помощью.
Еще один парадокс состоит в том, что, несмотря на желание устранить имеющуюся проблему или замедлить ее прогрессирование, пациенты демонстрируют явное нежелание проводить продолжительную терапию (известно, что при андрогенетической алопеции эти сроки весьма солидны). Это приводит к разочарованию результатами лечения и усугублению психоэмоционального дискомфорта. В ряде случаев имеет место другой сценарий: информированность пациента о продолжительных сроках лечения и отсутствии гарантии его эффективности рождает своего рода страх не получить результат, разочарование и приводит к прекращению лечения.
В связи с этим Европейский дерматологический форум в 2012 году инициировал проект, целью которого явилась разработка таких рекомендаций на основе доказательной медицины, что позволило бы упорядочить имеющуюся информацию для дерматологов, помочь в решении вопроса, какую терапию предпочесть в каждом конкретном случае: местую, системную, хирургическую или комбинированную.
Этот материал довольно обширен, поэтому я позволю себе разбить его на несколько частей.
В первую очередь речь пойдет, конечно же, о миноксидиле.
Для оказания терапевтического эффекта миноксидил должен трансформироваться под действием фермента сульфотрансфераза, находящегося в наружном корневом влагалище волосяных фолликулов, в свой активный метаболит миноксидил-сульфат. Метаболит способствует открытию АТФ-чувствительных калиевых каналов клеточных мембран, участвуя таким образом в процессе вазодилятации. Однако стимуляция кровоснабжения не относится к основным механизмам, благодаря которым миноксидил стимулирует рост волос. Кроме того, исследования кожного кровотока после местного применения миноксидила дают противоречивые результаты.
Для подробного анализа эффективности миноксидила были пересмотрены результаты 34 исследований, которые были проведены в соответствии с принятыми международными нормами, и были сделаны следующие выводы: