О выпадении волос и развитии очаговой алопеции после вакцинации от COVID-19 сообщается все чаще. Было показано, в частности, что лица, генетически склонные к развитию гнездного облысения, находятся в группе повышенного риска по его появлению после применения данной вакцины.
В эту же группу входят пациенты, имеющие в личном или семейном анамнезе другие аутоиммунные заболевания, в первую очередь щитовидной железы и при наличии антител против последней.
Наблюдения недавнего времени указывают на то, что и сам по себе вирус COVID-19 может стимулировать развитие очагового облысения разной степени выраженности.
В ходе наблюдения за вакцинированными было отмечено, что сроки развития гнездной алопеции значительно отличались у разных пациентов и составляли от 2 недель после первой дозы, и до 4 месяцев после второй дозы.
В среднем у 70% пациентов наблюдалось выпадение волос в течение 1 месяца, а у 30% - в течение 2 месяцев после завершения курса вакцинации.
Некоторые авторы сообщали о начале выпадения волос у пациентов в период от нескольких дней до недели после вакцинации. В некоторых случаях выпадение волос начинается после первой дозы и ухудшается после второй.
Существует также предположение, что у вакцинированных повышен риск рецидивирования гнездной алопеции, в том числе и через несколько месяцев после прививки (Essam et al). В том случае, если пациент, будучи вакцинированным, заболевает ковидом, течение алопеции ухудшается.
В целом, клиническая картина гнездной алопеции, развившейся на фоне инфекции COVID-19 или после вакцин, содержащих вирусную РНК, не отличается от алопеции другой этиологии.
Для лечения очаговой алопеции, развившейся на фоне ковидной инфекции или после вакцинации, назначают тофацитиниб в дозе 10 мг два раза в день, наружно 1 % крем пимекролимус, клобетазол в виде пены 0,05%.
Используются также внутриочаговые введения триамцинолона. При вовлечении в процесс ресниц назначают капли, содержащие 0,03% биматопрост.