Вход в систему

Концертные залы

ИллюстрацияХоть я и не концертирующий музыкант или музыкальный критик, а лишь обычный зритель, мне все же посчастливилось посетить пару-тройку десятков  концертных залов. Не скрою, от музыки, звучавшей в их стенах, я получал огромное удовольствие.

Casa da Musica, концертный зал на окраине Порту – похожий на упавший метеорит удивительный бетонный многогранник, созданный по проекту великого голландца Рэма Колхаса.

Стены большого зала (Sala Suggia) обшиты деревянными плитами с золотым узором. Это дань уважения орнаментам португальских церквей.

Еще одна отсылка  в историю – размещенные здесь в качестве элементов интерьера два  бутафорских органа как символы эпохи барокко и романтизма.

Но самой главной особенностью зала являются передняя и задняя стеклянные стены. Стекло необычное, гофрированное, чтобы сохранить идеальную акустику, так как звук при этом отражается  во многих направлениях.

Концерт начинается с открытия занавесей, которые открывают не сцену Sala Suggia (она и так все время доступна для обзора), а его прозрачные стены. Таким образом, с одной стороны, окружающий Порту предстает для зрителей в зале как некий фон (декорация) представления. С другой стороны, происходящее в зале становится доступным для публики снаружи здания, приглашая присоединиться к тому, что происходит внутри.

Другой потрясающий культурный объект  для любителей музыки – DR Koncerthuset в Копенгагене, спроектированный Жаном Нувелем.  Это куб из стекла и бетона, на который натянута синяя полупрозрачная ткань. Ночью он горит ярким кобальтовым светом, на его стены проецируются различные видеоизображения. На мой взгляд, это еще один пример попытки стереть границы между концертным пространством и окружающим его городом.

В фойе, навязчиво приглашая войти внутрь, на тебя начинает давить нависающий сверху зрительный зал. Балконы последнего, создавая необычный узор, спускаются к сцене со всех сторон. Возможность наблюдать не только за сценой, но и за другими зрителями, рождает незабываемую коллективную атмосферу.

Несколько лет назад в берлинском Митте открыл свои двери новый зал камерной музыки – Pierre Boulez Saal. Его автор -- гениальный  американец Фрэнк Гери, сотворивший музей Гуггенхайма в Бильбао и много еще чего.

Дизайн зала представляет собой набор овалов: овал сцены, окруженный овальной системой кресел, а сверху подвешен еще один, более крупный эллипс балкона. В вытянутых, искаженных овалах архитектор видит ураган с эпицентром бури на сцене. А еще этот овальный зал не разделяет между собой сцену/музыкантов и публику, овал создает единое сообщество тех, кто присутствует в зале.

Сомнений нет, создатели современных концертных залов стремятся максимально приблизить исполнителя и его творчество к зрителю и сделать музыку более осязаемым инструментом воздействия на слушателя, ведь в музыкотерапии нуждается каждый, а дерматологические больные особенно.

У  114 больных, находящихся на гемодиализе, после 30 минут живой саксофонной музыки интенсивность зуда уменьшилась на 75,7% (doi:10.1111/jorc.12078).

По данным авторов другого исследования, Медицинская Резонансная Терапия Музыкой (MRT-Music) положительно влияет на больных псориазом и нейродермитом (doi.org/10.1111/dth.14086). Лечебная резонансная музыка с особой комбинацией звуковых и дозвуковых частот синхронизируется с физиологическим ритмом, нормализует нейрогормональный баланс  и стимулирует способности организма к самовосстановлению.

Научная работа, выполненная нашими французскими коллегами, продемонстрировала статистически значимое снижение интенсивности зуда у кожных больных, подвергшихся музыкальным интервенциям (doi.org/10.1111/jdv.16149).

Остается пожелать пациентам, да и всем нам, чаще бывать в концертных залах. Здесь мы оказываемся во власти многих влияний -- культурных, художественных, гуманистических, архитектурных, исторических. В этом пространстве мы приобретаем уникальную возможность общаться, слушать и понимать.

5
Средний рейтинг: 5 (7 votes)