В результате стресса происходят изменения на физическом, эмоциональном и поведенческих уровнях. Стресс от английского «stress» - давление, нажим, напор, нагрузка, напряжение – реакция организма на физическое или психологическое воздействие, которое нарушает его равновесие, угрожает благополучию и требует мобилизации и адаптации к новым условиям.
Американский физиолог Уолтер Кэннон в 1915 обнаружил универсальную реакцию у людей при угрозе жизнью и здоровью «бей, беги или замри». Далее ученые обнаружили, что существует «рептильный мозг», отвечающий за физическое функционирование и выживание, лимбический мозг, отвечающий за наши эмоции и чувства, неокортекс, отражающий способность мыслить и принимать решения.
Врач и нейробиолог Пол Маклин в 1960 сравнил человеческий мозг с матрешкой, в которой насажены одна на другую эти три части мозга.
Итальянские ученые в 2021 году изучили влияние стресса, связанного с длительной пандемией Covid-19, на своих коллег-дерматологов. Целью исследования было оценить последствия длительного нахождения в условиях пандемии коронавируса у работников здравоохранения, не находящихся «на передовой».
Ученые наблюдали за 425 итальянскими дерматологами в период с февраля по март 2021 года. Оценивалось развитие психопатологических симптомов, депрессии, тревоги, посттравматического стрессового расстройства (ПТСР), а также стрессоустойчивость.
Помимо этого, изучались основные факторы, оказывающие влияние на психологическое здоровье врача. Было показано, что специалисты старше 40 лет, а также те, кто находился в этот период времени в компании, сообщали о бОльших личностных ресурсах и лучше справлялись со стрессом.
Возраст, стрессоустойчивость, рабочие трудности, связанные с Covid-19, а также сама точка зрения относительно коронавирусной инфекции являлись основными прогностическими факторами для развития тяжелых психопатологических симптомов. Интересной находкой стал факт, что низкий уровень стрессоустойчивости был наиболее сильным прогностическим фактором в отношении более тяжелой депрессии, а также тяжести тревожного расстройства, но не в отношении связанного с Covid-19 ПТСР.
Что же касается Covid-19 – ассоциированного ПТСР, то в данном случае наиболее мощным прогностическим фактором был страх Covid-19. Домашние условия и ранее перенесенная инфекция SARS-CoV2 вносили существенный вклад в развитие симптомов тяжелой депрессии, но не тревожности и Covid-19-ассоциированного ПТСР. Полученные результаты помогают лучше понять защитные факторы и факторы риска при длительном воздействии стресса, связанного с Covid-19.
Вообще, по данным ВОЗ 45 % болезней связано со стрессом. Основоположник теории стресса Ганс Селье в книге «Стресс без стресса» определил это явление как неспецифический ответ организма на любой раздражающий фактор, т.е. на различные раздражители организм всегда реагирует определенными физиологическими реакциями.
Стресс представляет собой не столько вред от перенапряжения организма, сколько процесс адаптации и перестройки. Стресс повышает сопротивляемость, тренирует защитные механизмы тела и психики. В настоящее время к факторам развития стресса относят восприимчивость и впечатлительность.
Дистресс (болезнь, смерть родственника, развод) оказывает отрицательное влияние на организм, психическую деятельность и поведение человека. Эустресс (рождение ребенка, защита диплома, свадьба) оказывает на человека положительное влияние, улучшая внимание, реакцию, скорость психической деятельности, повышая адаптационные возможности организма. Стресс разрушает организм только у тех, кто верит, что стресс - это плохо.
Стрессоры (физиологические – боль, голод, жажда и т.д, глобальные или неподвластные – войны, эпидемии, личностные, надуманные) – совокупность раздражителей, влияющих на психофизиологическое состояние человека и его поведение, любые внешние стимулы или события, которые вызывают у человека психические напряжение.
К характеристикам раздражителя относят интенсивность или силу раздражителя, продолжительность действия раздражителя, насколько событие значимо для человека). Существуют оценочные шкалы для определения уровня стресса, например, PSM-25(Лемура-Тесье-Филлиона, адаптирован Н.Е. Водопьяновой).
Отношение к стрессу определяет сам стресс, так сам по себе он является событием нейтрально окрашенным, мы сами наделяем стресс определенным смыслом. Хроническая усталость, постоянные перегрузка, нахождение в опасной ситуации, конфликтные ситуации дома или на работе лишает устойчивости.
Но при этом люди по-разному влияют на стресс и интерпретируют ситуацию. Интерпретация называется когнитивной оценкой. Джеррольд Гринберг в 2002 году создал модель возникновения стресса: восприятие ситуации, эмоциональная реакция, физиологическая реакция, последствия стресса. От когнитивной оценки зависит последующая реакция на стресс. Если воспринимать ситуацию как катастрофа, а можно понять глубокий смысл и сделать для себя что-то важное.
Если человек долго не может справиться с эмоциональным напряжением и отрицательными переживаниями во время стресса, это приводит к возникновению нежелательных последствий для физического и психологического здоровья. Необходимо постараться изменить восприятие ситуации, посмотреть на ситуацию с юмором, постараться найти что-то позитивное в ситуации, увидеть выгоду, пользу для себя. Можно принять ситуацию как она есть.
Восстановить свой внутренний баланс методом дыхательных упражнений, релаксации, переключив себя с негативного в нейтральное спокойное состояние необходимо на следующем этапе. Любая физическая активность помогает освободиться от напряжения и негативных эмоций.
Измени свои мысли и ты изменишь весь мир (Норман Винсент Пил). Чем больше бороться со стрессом, тем сильнее он становится, поэтому стрессом надо управлять, а именно собой в стрессе. Тип реагирования на стресс зависит от типа личности, темперамента, конституции, окружения. Кортизол можно уменьшить за счет пяти компонентов: сон, солнце, спорт, смех, секс.
Существует такое понятие как рефрейминг: меняя слово, за которым стоит определенная эмоция, можно изменить эмоциональное восприятие. Необходимо найти в ситуации более позитивную сторону, выгоду для себя, модно использовать слово «зато».
Важно принять спокойно то, что нельзя изменить и иметь мужество изменить то, что можно изменить. В некоторых ситуациях самое конструктивное, что можно сделать – обратиться к своей мудрости и остановить процесс саморазрушения, важно отключить оценку события и дать ему случиться. Если нести в себе сомнения, обиды, несогласия, это будет тормозить.
Техники визуализации позволят перенестись в другие края, представив себя на берегу моря или лесного озера, у озера с удочкой. При визуализации моря, солнце и песка возникают позитивные эмоции. Визуализация работает потому, что нейроны, которые передают информацию, приравнивают возникающие образы к реальным событиям и действиям.
Когда представляется образ мозг генерирует импульс, который приводит в движение нейроны, появляются новые нейронные пути. Представляя позитивные картинке, появляются новые нейронные пути, тело начинает действовать в соответствии с ними и меняется состояние на позитивное.
В рамках стресса полезно перейти на спорт.
Для 1 стадии при возникновении тревоги |
Для 2 стадии в состоянии стабилизации |
Для 3 стадии при наступлении истощения |
кардиотренировки |
Функциональные тренировки |
Йога или несложный, не вызывающий одышки фитнес |
аэробика |
Силовые нагрузки с утяжелением |
Велосипед в прогулочном темпе |
Занятия на гребных и велосипедных тренажерах |
Упражнения: планка, отжимания, подтягивания |
Плавание вечером |
Плавание по утрам |
|
Пешие прогулки от 10 тыс. шагов в день |
бег |
|
|
Устойчивость к стрессу важна для всех. Чтобы противостоять стрессовым ситуациям нужно уметь фокусироваться на позитивных состояниях и накапливать позитивные эмоции. Для наполнения позитивными эмоциями можно смотреть на фотографии близких людей и приятных моментов, заняться физической активностью, выпить воды, умыть руки и лицо, принять холодный душ, сделать массаж рук ушей, поясницы, применить техники релаксации, визуализации (представить море, солнце, песок), сделать дыхательные упражнения, найти в ситуации положительные моменты, изменить восприятие ситуации, спеть, мысли о работе оставлять на работе.
Список литературы