Появление перхоти является одной из наиболее частых проблем, с которой, как утверждают Park M. и соавт. (2018), сталкивается хотя бы один раз в жизни практически половина взрослого населения планеты.
Часто перхоть рассмаривают как легкую форму себорейного дерматита волосистой части головы.
Появление данного симптома является результатом структурных и функциональных изменений на уровне эпидермиса: нарушение связей между корнеоцитами, аномалии процесса десквамации, избыточная пролиферация клеток, гиперкератоз, наличие гиперкератотических клеток в верхних отделах рогового слоя.
Механизмы, приводящие к появлению перхоти, до настоящего момента до конца не выяснены, однако, есть указания на наличие изменений в структурных белковых молекулах, а также процессах, задействованных в процессе дифференцировки эпидермиса.
В частности, речь идет о трансглутаминазе 3 и филлагрине, а также каталазе и супероксид дисмутазе, которые также принимают участие в антиокислительных механизмах.
Кроме того, по сравнению с кожей волосистой части головы без признаков перхоти, имеет место нарушение микобиома, которое выражается в малом содержании Cutibacterium acnes и высоком - Malassezia restricta и Staphylococcus spp.
Поэтому до настоящего времени уход за кожей головы и волосами при наличии перхоти был направлен на нормализацию микробиома.
Однако, согласно данным недавних исследований, на коже головы пациентов, страдающих перхотью, в больших количествах обнаруживаются моногидропероксид сквалена и малондиальдегид.
Как известно, сквален является липидом, встречающемся только на коже человека и составляет около 12% липидов кожного сала.
Сквален является частью антиоксидантного резервуара кожи, его количество снижено в чешуйках перхоти, большая его часть переходит в малондиальдегид, что приводит к уменьшению способности кожи бороться с окислитеьным стрессом.
Помимо того, что малондиальдегид является ранним биологическим маркером перекисного окисления липидов, он также индуцирует выработку медиаторов воспаления, что в свою очередь приводит к клеточной гиперпролиферации, гиперекератозу и гиперпигментации.
Кроме того, малондиальдегид обнаруживается на коже головы и в чешуйках перхоти у больных атопическим дерматитом, болезнью Альцгеймера и болезнью Паркинсона, сахарным диабетом, сердечно-сосудистыми заболеваниями и онкологической патологией.
Было показано, что M.restricta обладает способностью окислять сквален с образованием малондиальдегида.
Более того, она являеся источником повышенного количества сквалена и малондиальдегида на поверхности волосистой части головы.
Ухудшению этого процесса способствует инсоляция, а также наличие C. acnes.
По материалам статьи R. Jourdain et al. “Malassezia restricta-mediated Lipoperoxidation: A Novel Trigger in Dandruff. R.Jourdain et al., Acta Derm Venereol. 2023